Philippines. Economic and Social Activities of a Religious Institute: The Example of the Diocese of Butuan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Philippines. Economic and Social Activities of a Religious Institute: The Example of the Diocese of Butuan
Annotation
PII
S032150750024750-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Оlga A. Balabeykina 
Affiliation: Saint-Petersburg State University of Economics
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Fontanka 50, 109
Leonid Kuznetsov
Occupation: dozent
Affiliation: Saint-Petersburg State University of Economics
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Fontanka 50, 109
Anna Yankovskaya
Occupation: Associate professor
Affiliation: Saint-Petersburg State University of Economics
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Fontanka 50, 109
Edition
Pages
74-80
Abstract

In the study, the authors consider the territorial and administrative structure of the Philippine’s Roman Catholic Church (RCC) and the factors of its transformation at the present stage in the context of the importance of the religious institution in the economic and social life of society. The purpose of a comprehensive study is to identify the economic, social, territorial and institutional aspects of the RCC’s activities in the Philippines and to identify the areas on which it has a significant impact. The model of relations between the RCC and the state in the Philippines is not typical for the Asia-Pacific region. This fact allows the authors stating that the experience of their implementation may be relevant for solving issues related to the formation and development of the confessional space of Russian regions, including the Far East, in social and economic aspects. For an objective characterization of the elements of the confessional space in the presented study the mathematical and statistical tools were used. By analyzing the available data published in English, the main directions of the project activities of non-profit Catholic organizations in the field of economic and social development of the country were identified. The authors reveal that the RCC actively implements activities in the field of social responsibility at the regional and local levels by allocating its own funds, labor resources, providing for the use of its buildings for religious and other purposes for organizing and holding socially significant events, in many ways contra-typing state functions. Finally, the authors conclude that the RCC in the Philippines is an influential institution that plays a significant role in various areas of the country’s economy and contains prospects for expanding the field of its activities in the mentioned direction

Keywords
Philippines, religious organization, economic activity, Roman Catholic Church
Received
06.03.2023
Date of publication
06.03.2023
Number of purchasers
14
Views
247
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Несмотря на секуляризационные процессы, охватившие значительную часть современного общества, значение религии и деятельности религиозных институтов для населения, а также для социального и экономического развития регионов и стран остается существенным. Это неоднократно подчеркивали отечественные [1; 2] и зарубежные специалисты [3; 4], избиравшие в качестве предметной области своих исследований различные аспекты функционирования структурных элементов геоконфессионального пространства. При этом во многих современных научных работах на первый план выдвигаются вопросы, связанные с экономической [5; 6; 7] и социальной деятельностью религиозных организаций [8].
3 Для России и её Дальнего Востока зарубежный опыт выстраивания государственно-религиозных отношений представляет научный и практический интерес [9].
4 Репрезентативным примером в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выступают Филиппины, занимающие 3-е место в мире по численности адептов католичества. Свыше 80% населения страны, или более 80 млн человек, являются членами национальной Римско-католической церкви (РКЦФ). Особую актуальность исследованиям, связанным с этим религиозным институтом, придает тот факт, что 2021 г. ознаменован празднованием 500-летнего юбилея истории распространения католичества на территории этого государства.
5 Ранее российские ученые неоднократно касались политических, правовых, исторических аспектов функционирования конфессионального пространства Филиппин [10; 11]. Освещались отечественными специалистами и частные вопросы, связанные с экономической деятельностью РКЦФ [12]. В зарубежных изданиях также встречаются отдельные примеры работ, где предпринимаются попытки научного осмысления последствий территориальной дифференциации основных показателей уровня жизни католического духовенства в центральных и периферийных регионах Филиппин [13]. Рассматривались и особенности трансформации религиозно-государственных отношений в стране [14], но отдельного подробного исследования, отражающего специфику деятельности региональных структур РКЦФ в области социальной ответственности, за счет которой в основном реализуется влияние Церкви на жизнь населения государства и его отдельных регионов, обнаружить не удалось.
6 Обозначенное выше обстоятельство определило основную научную траекторию представленной статьи – выявление особенностей реализации социальной функции мажоритарного религиозного института Филиппин – национальной РКЦ на основе анализа данных официальной финансовой отчетности одной из её епархий с центром в г. Бутуан (lat: Dioecesis Butuanensis), входящей в состав митрополии Кагаян-де-Оро.
7 Модель взаимоотношений РКЦ и государства на Филиппинах нетипична для АТР, а опыт их выстраивания может быть актуален для решения вопросов, связанных со становлением и развитием конфессионального пространства российских регионов, в т.ч. Дальнего Востока.
8 Основным источником первичной статистической и фактической информации в представленном исследовании послужили данные официального отчета о деятельности, в т.ч. финансовой, региональной структуры РКЦФ – диоцеза Бутуан за период 2011–2018 гг.1 Ранее в научном обороте были представлены только примеры исследований, базирующихся на аналогичных данных национальных христианских Церквей зарубежной Европы [15]. В этом контексте религиозный институт АТР привлекается как объект изучения впервые.
1. Butuan Ad Limina Report 2018. >>>> 958288cd74f774d2.pdf (accessed 17.07.2021)
9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ФИЛИППИН

10 Экспансия католичества, инициированная испанскими миссионерами, началась среди населения Филиппинского архипелага еще в 1521 г. Практически сразу РКЦ приняла на себя ряд социальных функций. Так, работа учреждений начального образования и пунктов оказания медицинской помощи впервые в истории Филиппин была организована по инициативе и за счет средств католических монашеских конгрегаций и орденов. Постепенно приходы РКЦ, самые первые из которых были основаны на о. Себу, распространились повсеместно, оформились в густую сеть церковно-административных единиц.
11 Несмотря на отделение Церкви от государства в 1898 г. и введение в филиппинское законодательство положений о свободе совести и вероисповедании, часть социально значимых государственных функций по-прежнему делегированы РКЦФ и дублируется её структурами. В первую очередь речь идет о легитимности церковного брака, функционировании института военного духовенства, а также о системе католических образовательных учреждений различного уровня. Помимо реализации официально закрепленных функций, РКЦФ активно проводит социальную работу, затрачивая при этом собственные денежные и иные средства.
12 В церковно-административном отношении Филиппины подразделяется на 16 макроединиц – католических митрополий, состоящих из 56 епархий (диоцезов). Епархии объединяют в своем составе несколько благочиний – аналогов таксонов районного уровня, в каждое из которых включено по 5–15 приходов. Именно католический приход выступает в качестве низовой территориальной единицы РКЦФ, консолидирующей её адептов вокруг центра – храмового здания.
13 Национальная церковь на Филиппинах традиционно поддерживает и работу по направлениям, ориентированным на непосредственное оказание помощи незащищенным слоям населения. Так, практически в каждой из епархий за счет средств РКЦФ действуют больницы, дома престарелых, ночлежные дома, пункты раздачи горячего питания нуждающимся. В последние десятилетия получили распространение приходские и епархиальные кризисные центры, куда могут обратиться за психологической и другой помощью жертвы насилия.
14

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ БУТУАН

15 Выбор епархии Бутуан в качестве полигона нашего исследования не случаен.
16 Во-первых, диоцез Бутуан – единственная структурная единица РКЦФ регионального уровня, опубликовавшая в открытом доступе подробные отчетные материалы. Существенным является и тот факт, что эта епархия совпадает в границах с провинциями Агусан-дель-Норте и Агусан-дель-Сур, в совокупности составляющими регион Карага. Кроме того, её центр – г. Бутуан – это развитый торгово-промышленный центр, в котором сильны проявления влияния западной культуры. Проникновение христианских ценностей на о. Минданао берет начало именно в Бутуане.
17 Наконец, для обоснования выбора данной епархии РКЦФ важное значение имеет то обстоятельство, что по ряду основных показателей – площади территории, количеству приходов и степени равномерности их распределения, а также числу адептов католичества, митрополия Кагаян-де-Оро, в состав которой она включена, характеризуется средними статистическими показателями2. К тому же она расположена в сравнительной близости от исторического центра распространения католичества на Филиппинах – о. Себу и длительный период в церковно-административном отношении находилась в подчинении его структурам.
2. The Hierarchy of the Catholic Church. www.catholic-hierarchy.org/country/scph1.htm (accessed 10.06.2021)
18 Образование Бутуана как отдельной епархии РКЦФ датируется 1967 г., оно стало результатом разукрупнения единиц административно-территориального деления РКЦФ3. Её площадь составляет 13,5 тыс. кв. км с населением чуть менее 1,4 млн человек. Из них членов РКЦФ – около 960 тыс.4, но регулярно посещают богослужения только 15–20%5. В церковно-административном плане Бутуан состоит из 11 благочиний, включающих 53 католических прихода6. На территории епархии действуют 37 образовательных учреждений РКЦФ и 3 благотворительные организации.
3. Official website of the Diocese of Butuan. >>>> (accessed 10.06.2021)

4. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 26.

5. Ibid., р. 47.

6. Ibid., р. 28.
19 Направления социальной работы епархии отражены в её структуре. Так, получаемые ежегодно пожертвования направляются в различные отделения Объединения католических епископов Филиппин для дальнейшего распределения на пастырскую работу с заключенными, лицами с серьезными заболеваниями, молодежью, социально незащищенными категориями граждан, материальную поддержку и повышение уровня образования духовенства, адаптацию мигрантов.
20 В епархии Бутуан уделяется внимание развитию образования на всех уровнях (финансовая поддержка католических школ и институтов, программа повышения грамотности и др.), проектов по устойчивому развитию и реализации широкого спектра социально-ориентированных мероприятий (программ обеспечения горячим питанием беспризорных детей, оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, попечения о духовенстве и т.д.).
21 Образовательная система Бутуанской епархии и Ассоциация католического образования Агусан работают в тесном контакте с властями. Педагоги и другие работники школ, колледжей и т.д., функционирующих под началом РКЦФ, зарегистрированы в соответствующих государственных органах профессионального развития и социального обеспечения. Учителя в католических школах получают государственную субсидию к заработной плате. Учащиеся также пользуются государственной поддержкой в виде стипендий и субсидий.
22 Пример успешной интеграции католических университетов в систему управления и социального обеспечения – Университет отца Сатурнино Уриоса (The Father Saturnino Urios University, FSUU), через который реализуется ряд социальных проектов. Так, например, университет участвует в «Сообществе оперативного оповещения и готовности» (Alert and Ready Communities) и, в частности, в программе «Рука помощи детям» под управлением Департамента внутренних дел.
23 В рамках внедрения концепции устойчивого развития Университет способствует интеграции местного сообщества, расширению прав и возможностей людей, развитию социального предпринимательства, обеспечению грамотности и непрерывного образования, охране и сохранению окружающей среды, образованию в области здравоохранения и медицинской помощи, развитию инфраструктуры региона, оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации на уровне сообществ7.
7. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 83.
24 Программа повышения грамотности лумадов (коренные жители на юге Филиппин) Университета отца Сатурнино Уриоса действует в течение последних 35 лет. Ранее в её реализации участвовали и отдельные подконтрольные Университету учреждения. Епархия Бутуан осуществляет попечение о духовенстве: в принадлежащем ей Доме духовенства проживают и обеспечиваются всем необходимым священнослужители, более не способные к дальнейшему служению по причине преклонного возраста или инвалидности.
25 Епархия обеспечивает материальную компенсацию духовенству, сравнимую с зарплатой учителей местных школ. Также предоставляется медицинское страхование (как по поручению государства, так и в частном порядке), помощь при госпитализации и пособия по восстановлению трудоспособности.
26 Помощь нуждающимся и пострадавшим оказывают через благотворительные учреждения, которыми управляют члены епархиального духовенства и женских католических общин и орденов8. Среди них – Дом престарелых «Por Cristo» – учреждение, находящееся в ведении Бутуанской епархии, где на условиях постоянного пребывания и полного обеспечения осуществляется уход (в т.ч. медицинский) за нуждающимися в этом одинокими престарелыми людьми. Диоцез Бутуан несет материальные расходы, связанные с захоронением умерших в Доме престарелых.
8. Ibid., рp. 186–188.
27 Важную социальную роль играет епархиальный реабилитационный центр круглосуточного пребывания Gesu Eucarisco. На его базе оказывают помощь несовершеннолетним девочкам региона Карага, пережившим различные виды насилия. Близок ему по назначению Дом Вифании (Bethany Home), обеспечивающий временный приют и защиту не только детям, но и взрослым женщинам.
28 Социальная работа РКЦФ в сфере здравоохранения проводится в форме духовной и материальной помощи умирающим в местных больницах и хосписах. У епархии Бутуан нет собственных медицинских учреждений (кроме Дома престарелых «Por Cristo»), но представители духовенства и волонтеры регулярно посещают 13 больниц, 1 дом престарелых и 53 родильных дома с целью оказания помощи нуждающимся.
29 В структуре епархиального Университета есть факультет, на котором проводится профессиональная подготовка медицинских сестер. Его работа, а также работа школ медицинских сестер (их было 4 на 2018 г.) обеспечивают потребности региона в работниках такой квалификации.
30 Кроме того, в некоторых отдельных католических приходах для их членов несколько раз в год предлагаются бесплатные общемедицинские, стоматологические и офтальмологические услуги.
31 На современном этапе епархия Бутуана, в отличие от аналогичных католических структур в странах Европы, не реализует полномасштабных программ пастырской помощи мигрантам и иммигрантам. Однако в перспективе учреждение официального апостольства для мигрантов и иностранцев – один из приоритетов епархиальной деятельности.
32 В РКЦФ прилагаются значительные усилия по сохранению и развитию искусства, а также по сохранению исторического наследия. В ведении диоцеза Бутуан находятся 53 храмовых здания, 1226 часовен, 3 музея и 1 архив. В музейных коллекциях хранятся ценные и редкие экспонаты, связанные с историей католичества на Филиппинах.
33 Программы и инициативы епархии по сохранению, поддержанию и развитию человеческого капитала включают партнерство с наднациональными и национальными гуманитарными католическими организациями. Им поступает помощь от епархии в виде денежных выплат (например, оказывается постоянная финансовая поддержка программе «Алай Капва», в рамках которой формируется фонд помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций)9.
9. Pastoral Letter on Alay Kapwa 2021. Give and gifts will be given to you (9 February 2021). https://rcam.org/pastoral-letter-alay-kapwa-2021/ (accessed 25.07.2021)
34

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕПАРХИИ БУТУАН

35 Финансовое положение епархии можно охарактеризовать как стабильное. Несмотря на то, что точные суммы поступлений от разных видов епархиальной деятельности и объемов денежных отчислений с отдельных приходов отсутствуют в открытом доступе, доходы епархии позволяют ей покрывать расходы с профицитом. Так, в сведениях об аудированной финансовой отчетности за 2016 г. указано, что поступления составили 17,57 млн песо ($332 тыс.), а расходы (в т.ч. на помощь другим епархиям) – 17,56 млн10. В отчете отмечается стабильный ежегодный рост сумм поступлений с 2012 г. Среди источников финансовых ресурсов отмечены: доходы от церковной собственности, частные пожертвования, пожертвования со стороны других епархий и архиепархий, – от 15% до 40% от сборов приходов. Для эффективной финансовой поддержки духовенства в сентябре 2018 г. был официально учрежден специальный фонд. В фонд направляется 50% поступлений от внесенных прихожанами средств за совершение всех видов католических обрядов и таинств (крещения, венчания, погребальные обряды, соборования, сбор средств в честь Дня благодарения и т.д.).
10. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 204.
36 Собранные средства передаются в епархиальное финансовое управление и распределяются для выплаты компенсации священникам (в т.ч. по инвалидности; на их госпитализацию, медицинский осмотр и лекарства). Эта сумма также используется для оплаты ежемесячных отчислений по пенсионному плану для духовенства Филиппин.
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38 Диоцез Бутуана РКЦФ представляет собой пример региональной единицы конфессионального пространства, функционирование которой можно охарактеризовать как конструктивное, а организацию финансовой деятельности как успешную. О последнем свидетельствуют данные о профиците епархиального бюджета. РКЦФ в пределах Бутуана не только покрывает необходимые собственные расходы на содержание руководства, сотрудников, обеспечение различных нужд духовенства, в области социальной ответственности. Аналитический обзор первичной отчетной информации позволил сделать вывод о том, что основные направления социальной деятельности в пределах Бутуана коррелируют с государственными интересами, на удовлетворение которых выделяются средства из бюджета. Так, деятельность отдельных епархиальных комиссий дублирует за счет денежных и иных средств РКЦФ такие функции государства, как работа с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, забота о состоянии здоровья граждан, обеспечение качественного образования, разработка и выполнение программ рационального использования природных ресурсов и т.д.
39 Епархия Бутуан РКЦФ – пример конструктивной реализации модели церковно-государственных отношений, деятельность которой ведется на региональном уровне. Описанный опыт может быть интересен как религиозным институтам и организациям, так и представителям органов государственной и административной власти других стран.

References

1. Dmitriev R.V., Zakharov I.A. The formation of the confessional space of tropical Africa at the beginning of the XXI century. Polarization of the Russian space: economic, social, cultural and geographical aspects. 2018, pp. 346–350. Moscow. (In Russ.)

2. Manakov A.G. Transformation of the territorial structure of the confessional space of Russia in the XX – beginning of the XXI century. Geographical Bulletin. Perm. 2019, № 2 (49), pp. 13 24. (In Russ.)

3. Laughlin R.C. Accounting in its social context: an analysis of the accounting systems of the church of England. 1988. https://www.researchgate.net/publication/242349417_Accounting_in_its_Social_Context_An_Analysis_of_the_Accounting_Systems_of_the_Church_of_England (accessed 10.10.2021)

4. Peri Rotem N. Religion and fertility in Western Europe: trends across cohorts in Britain, France and the Netherlands. European Journal of Population. 2016, № 2, pp. 231–265.

5. Gorislavskaya N.V. Features of the economic analysis of the activities of religious organizations. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. Astrakhan. 2014, № 4, pp. 85–91. (In Russ.)

6. Gogin A.A., Gogina V.N. Legal aspects of the economic activity of religious organizations: past and present. Bulletin of V.N. Tatishchev Volga University. 2018, № 2, pp. 13–21. Tolyatti. (In Russ.)

7. Mezenin N.A., Verzakova A.V. Management features and the effectiveness of religious organizations. European Social Science Journal. 2011, № 7 (10), pp. 371–377. Moscow. (In Russ.)

8. Bogatova O.A., Dolgaeva E.I., Mitrofanova A.V. Activity of socially oriented organizations of the Russian Orthodox Church: regional aspects. Regionology. 2019, vol. 27, № 3, pp. 489–512. Saransk. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.15507/2413-1407.107.027.201903

9. Dudarenok S.M. The religious component of the Far Eastern frontier. Proceedings of the IV Congress of Russian researchers of religion «Religion as a factor of civilizations». 2018, pp. 314–323. Blagoveshchensk. (In Russ.)

10. Levtonova Ju.O. Philippine version of the problem “religion and politics” (modern perspective). Southeast Asia: actual problems of development. Moscow. 2014, № 4, pp. 34–57. (In Russ.)

11. Sabaldan N.A., Alepko A.V. Actual problems of Oriental studies. Collection of scientific papers on the basis of the VIII International Scientific and Practical Conference on Oriental Studies. Khabarovsk. 2019, pp. 26–41. (In Russ.)

12. Balabeykina О.А., Kuznetsova J. A., Yankovskaya А.А. The role of a religious institution in the developing and functioning of social and economic sphere (the case of the Roman catholic church of the Philippines). Services in Russia and Abroad. 2020, № 4, pp. 57–68. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10304

13. Serrano Cornelio J. Priesthood Satisfaction and the Challenges Priests Face: A Case Study of a Rural Diocese in the Philippines. Religions, 2012, № 3 (4), pp. 1103–1119. DOI: https ://doi.org/10.3390/rel3041103

14. Batalla E.V., Baring R. Church-State Separation and Challenging Issues Concerning Religion. Religions. 2019, № 10 (3), p. 197. DOI: https://doi.org/10.3390/rel10030197

15. Вalabeykina O.A., Mezhevich N.M., Yankovskaya A.A. Official Reports of Religious Organizations as a Source of Empirical Data on the Activities of the Church: Some Questions of Theory and Practice of the Evangelical Lutheran Church of Sweden. Management consulting, Moscow. 2020, № 10 (142), pp. 135–145. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate