- Код статьи
- S207054760014759-1-1
- DOI
- 10.18254/S207054760014759-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 1
- Страницы
- 0
- Аннотация
В статье рассмотрены современные проблемы иммиграции в США. В частности, дана оценка эволюции миграционных процессов с середины XIX века до конца второго десятилетия XXI века. Показано, что непостоянство миграционного законодательства было вызвано в первую очередь экономическими потребностями страны в рабочей силе. В статье представлен подробный социально-экономический портрет современной иммиграции. Выявлено, что к концу 2-го десятилетия XXI века в США насчитывалось почти 45 млн иммигрантов, большинство из которых (77%) имели легальный статус, то есть получили гражданство, вид на жительство или трудовой контракт. Остальные 23%, или почти 11 млн человек, были нелегальными мигрантами.
Ведущей страной происхождения иммигрантов является Мексика, на которую пришлось 25% всех иммигрантов. Также большое количество иммигрантов прибывает в США из Китая и Индии, из Филиппин, из стран Центральной Америки. В последние годы самый большой ежегодный приток иммигрантов был из Китая (около 150 тыс. человек), из Индии (около 130 тыс.) и из Мексики (120 тыс.). Согласно прогнозам, именно выходцы из Азии к 2065 г. станут крупнейшей категорией иммигрантов (38%). Отдельной категорией являются беженцы, которых с 1980 г. было принято в страну около 3 млн человек. Около половины всех иммигрантов проживает в трёх штатах – в Калифорнии, Техасе и Флориде. При этом всё больше мигрантов начинают селиться и в других регионах страны.
В среднем уровень образования иммигрантов уступает образовательному уровню американцев, хотя у отдельных категорий мигрантов уровень образования весьма высокий. Так, 71% выходцев из Южной Азии имеют высшее образование. Большая часть иммигрантов работают или имеют работу – таковых в 2018 г. насчитывалось 29 млн человек, или 64% общего числа. Большинство из них имело легальный статус, то есть гражданство или вид на жительство (21 млн человек).
Согласно многочисленным исследованиям иммигранты вносят весомый вклад в экономику страны. Только в 2016 г. их вклад в ВВП составил 2 трлн долл., они уплатили налоги на сумму 329 млрд долл. Несмотря на то что иммигранты составляют лишь около 14% населения страны, они основали в 2017 г. 30% новых компаний. 44% компаний из списка крупнейших 500 компаний журнала «Форчун» были основаны иммигрантами или их детьми. Общий доход этих компаний в 2017 г. составил 5,5 трлн долл. Иммигрантам также принадлежит 20% компаний малого бизнеса США.
Особенно велика роль иммигрантов в развитии научно-технического потенциала. Так, 1/3 всех американских лауреатов Нобелевской премии были иммигрантами. Они играют ключевую роль во многих ведущих университетах страны, иммигранты широко представлены в Национальной академии наук.
Заметна роль иммигрантов и в отраслях, не требующих высшей квалификации. Иммигранты со средним образованием составляли 10% населения и 11% рабочей силы. Труд мигрантов широко распространен в сельском хозяйстве, в текстильной промышленности, в строительстве, в гостиничных услугах.
- Ключевые слова
- Иммиграция, ВВП, население, рабочая сила, гражданство, вид на жительство, беженцы, экономические последствия иммиграции, научно-технический прогресс
- Дата публикации
- 27.04.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 26
- Всего просмотров
- 14230
Эволюция иммиграционных процессов
Иммиграция – это неотъемлемая часть американской истории. Абсолютное число иммигрантов быстро росло с середины XIX века до первых десятилетий XX века (см. табл.).
Таблица Иммигранты в составе населения США
Годы | |||||||||
1850 | 1860 | 1870 | 1880 | 1890 | 1900 | 1910 | 1920 | 1930 | |
% иммигрантов от численности населения | 9,7 | 13,2 | 14,4 | 13,3 | 14,8 | 13,6 | 14,7 | 13,2 | 11,6 |
Число родившихся за рубежом (млн человек) | 2,2 | 4,1 | 5,6 | 6,7 | 9,2 | 10,3 | 13,3 | 13,9 | 14,2 |
Годы | |||||||||
1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 | |
% иммигрантов от численности населения | 8,8 | 6,9 | 5,4 | 4,7 | 6,2 | 7,9 | 11,1 | 12,9 | 13,7 |
Число родившихся за рубежом (млн человек) | 11,6 | 10,3 | 9,7 | 9,6 | 14,1 | 19,8 | 31,1 | 40,0 | 45,0 |
Составлено по: Charles Hirshman. Immigration to the United States: Recent Trends and Future Prospects. Jan 22, 2015; >>>; Kimberly Amadeo How Immigration Effects the Economy and You. Feb 19, 2021. >>>
Ещё в 1800-е годы, то есть в XIX веке, иммиграция играла важную роль в американской истории, формируя общество и трудовой потенциал за счёт людей со всего мира. В 1876 г. Верховный суд США объявил, что иммиграция является вопросом федеральной ответственности. В соответствие с законами 1891 и 1895 гг. было создано Бюро по иммиграции.
Иммиграционная политика в значительной степени отражала экономические потребности страны. При росте потребности в рабочей силе иммиграционное законодательство смягчалось, стимулируя въезд новых мигрантов, при росте безработицы – ужесточалось, вводя дополнительные ограничения. Ещё в 1790 г. Конгресс определил, что стать новыми гражданами США могут только свободные представители белой расы. Это законодательство было изменено после Гражданской войны. В 1864 г. закон «Об иммиграции» поощрял приезд в страну иностранцев на фоне нехватки рабочей силы, вызванной войной. Затем, в 1882 г., был принят закон, запрещающий въезд в страну китайцев, позже это ограничение было распространено на все азиатские страны. Вехой стало образование пункта приёма мигрантов на острове Эллис в Нью-Йорке в 1892 г. После начала Первой мировой войны этот остров стал своего рода символом спасения многих бежавших от войны европейцев.
С 1900 по 1920 г. в США въехало около 24 млн иммигрантов – это был период, который вошёл в историю как «Большая волна». Первая мировая война сократила иммиграцию из Европы, но после войны иммиграция возобновилась. Конгресс США отреагировал новым законодательством, принятым в 1921 и в 1924 гг. Были установлены национальные квоты иммиграции, не превышающие 2% представительства каждой национальности в общей численности населения. Эти квоты особенно поощряли иммиграцию из Северной и Западной Европы.
В последующие 20 лет иммиграция оставалась на весьма низком уровне, снизившись почти до нулевой отметки во времена «Великой депрессии». И в последующее после Второй мировой войны двадцатилетие иммиграция оставалась невысокой, поскольку система квот продолжала действовать. В 1952 г. был принят закон «Об иммиграции и национальностях», который обобщил все предыдущие правовые акты по иммиграции. Действовало разрешение на импорт сельскохозяйственной рабочей силы из Мексики, принятое в годы Второй мировой войны согласно договору между США и Мексикой, известному как «Программа Брасеро».
В 1965 г. Конгресс отменил систему иммиграционных квот как дискриминационную и принял закон, в основе которого лежали принципы воссоединения семей и привлечения в США высококвалифицированной рабочей силы. В результате большинство новых иммигрантов стали прибывать в США из Азии и Латинской Америки. Число иммигрантов резко возросло – от 320 тыс. в среднем в 1960-е годы до более чем 1 млн человек в начале XXI века. Система преференций продолжала лимитировать число приезжающих, однако Конгресс реагировал дополнительными решениями на заявки различных групп беженцев и других категорий мигрантов. Так, в 1980 г. Конгресс принял закон «О беженцах», устанавливающий правила их приёма в США.
В 1986 г. Конгресс принял закон «Об иммиграционной реформе и контроле», который устанавливал правила амнистии нелегальных мигрантов и выдворения из страны части мигрантов, не соответствующих требованиям натурализации. Степень предоставления легального статуса нелегальным мигрантам составила в 1980-е годы 94%, амнистировано было около 3 млн человек1.
В 1990-е годы иммиграционное законодательство подверглось очередной ревизии. Закон «Об иммиграции» 1990 г. модифицировал и расширил предыдущий закон 1965 г., он, в частности, повысил общую иммиграционную квоту до 700 тыс. человек, увеличив число выдаваемых виз на 40%. Закон сохранил принцип воссоединения семей, как основной иммиграционный принцип, одновременно увеличив более чем вдвое въездную квоту на работу в США. Законом предусмотрено проведение лотереи на въезд в США для стран «недопредставленных» в иммиграционных потоках. Важным стало также учреждение специальной комиссии по проведению реформ в области миграции – так называемая «Комиссия Джордана».
В 1996 г. Конгресс США принял закон по реформе нелегальной иммиграции и ответственности. В соответствии с законом была усилена охрана государственной границы, агентам Службы иммиграции и натурализации было предоставлено право решать вопрос о депортации не соблюдающих требования закона нелегальных иммигрантов. Именно в 1990-е годы было проведено четыре амнистии нелегальных мигрантов. Первая, принятая в 1994 г., амнистировала 578 тыс. нелегальных мигрантов. По второй амнистии, принятой в 1997 г., легальный статус получили примерно 1 млн мигрантов, выходцев преимущественно из стран Центральной Америки, которые проживали в США с 1995 г. В 1998 г. новая амнистия коснулась выходцев из Гаити. Последняя амнистия состоялась в 2000 г., она предоставила легальный статус тем, кто уже стоял в очереди на его получение.
Террористический акт 11 сентября 2001 г. приостановил законодательную деятельность Конгресса в области иммиграции. В 2005–2007 гг. новые версии иммиграционного закона обсуждались в Сенате и в Палате представителей Конгресса, но так и не были приняты.
В период президентства Б. Обамы иммиграционная сфера регулировалась исполнительными указами президента. Так, в 2012 г. согласно указу президента в течение двух лет не допускалась депортация детей, въехавших нелегально с родителями. В ноябре 2014 г. по указу президента отсрочка детей от депортации продлевалась ещё на 3 года.
Иммиграция стала одной из главных тем предвыборных обещаний президента Д. Трампа. Они сводились к разного рода запретам на въезд в США, в том числе к запрету на въезд мусульман, увеличению численности пограничной службы и строительству стены на границе с Мексикой.
После избрания Д. Трамп издал несколько исполнительных указов, в том числе запрещающих въезд в страну гражданам семи стран – Ливии, Ирана, Сомали, Сирии, Йемена, Северной Кореи и Венесуэлы.
В 2018 г. Конгрессом предпринимались попытки принять новое законодательство, которое сохранило бы решение Б. Обамы о запрете депортации детей. По нему амнистии подлежали более 2 млн нелегальных мигрантов, однако закон не был принят.
В своей предвыборной программе новый президент Дж. Байден уделял значительное место проблемам иммиграции. После избрания он отменил принятые Д. Трампом указы о запрете на въезд в США гражданам ряда мусульманских и африканских стран. Уже в феврале 2021 г. он поручил Совету по внутренней политике разработать программу натурализации и вернуть доверие к системе легальной иммиграции. Было отменено и строительство стены на границе с Мексикой. Была создана рабочая группа по проблеме воссоединения детей иммигрантов, разлученных с родителями. Ещё одна инициатива Дж. Байдена – увеличить квоту для беженцев с 22,4 тыс. до 125 тыс. человек в год. В предполагаемом законе «О гражданстве» предусмотрена модернизация всей иммиграционной системы страны2.
Социально-экономический портрет современной иммиграции
К концу 2-го десятилетия XXI века в США насчитывалось почти 45 млн иммигрантов, больше чем в любой другой стране мира. С 1965 по 2018 г., после принятия нового иммиграционного законодательства, упразднившего систему квот, число иммигрантов увеличилось более чем в 4 раза и составило 13,7% населения страны. Этот показатель был втрое выше, чем в 1970 г., когда доля иммигрантов равнялась 4,8%. Несмотря на резко возросший удельный вес иммигрантов, он всё ещё ниже рекордного показателя 1890 г., когда он равнялся 14,8%.
Заметим, что, несмотря на огромные масштабы иммиграции, доля иммигрантов в населении США ниже, чем в некоторых странах. Так, доля иммигрантов в Канаде – 22%, в Австралии – 28%, а Объединённых Арабских Эмиратах – 88%.
Большинство иммигрантов (77%) имеют легальный статус, то есть находятся на территории США на законных основаниях. 45% из них имеют гражданство, 27% – вид на жительство и 5% находятся в США временно, получив трудовой контракт. Оставшиеся 23% – это так называемые нелегальные иммигранты, оставшиеся в стране после истечения срока визы, либо незаконно перешедшие границу США. С 1990 по 2007 г. число нелегальных иммигрантов более чем утроилось – с 3,5 млн до рекордных 12,2 млн человек. Затем их число сократилось в 2018 г. на 1,7 млн человек (на 14%), до 10,5 млн человек в результате депортации либо получения легального статуса. Таким образом к концу 2-го десятилетия нынешнего века число нелегальных мигрантов составляет около 11 млн человек, или 3,2% населения страны3. Часть нелегальных мигрантов регулярно депортируются из страны по разным причинам, прежде всего из-за криминального прошлого и совершаемых правонарушений. Так, в 2018 г. было депортировано 432 тыс. человек. Во время президентства Б. Обамы было всего депортировано более 3 млн человек. При этом амнистировано было 581 тыс. иммигрантов, то есть они получили легальный статус.
Чтобы получить гражданство иммигранты должны удовлетворять целому ряду требований и в первую очередь прожить в США не менее 5 лет. Кроме того, они должны знать английский язык, не иметь криминального прошлого, иметь легальный доход. Так, в 2019 г. прошение о гражданстве подало 800 тыс. человек.
Ведущей страной происхождения иммигрантов является Мексика. В 2018 г. 11,2 млн иммигрантов были мексиканцами (25% всех иммигрантов). По 6% были выходцами из Китая и Индии, 4% – из Филиппин, 3% – из Сальвадора. В XXI веке большинство иммигрантов приезжают из стран Азии. Так, в 2018 г. они составили 28% всех приехавших мигрантов, 25% – были мигрантами из Мексики, 13% – из Европы и Канады, 10% – из стран Карибского бассейна, 8% – из стран Центральной Америки, 7% – из стран Южной Америки, 4% – из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 5% – из других африканских стран.
Ежегодно в США иммигрирует более 1 млн человек. Из них в 2018 г. 149 тыс. человек приехало из Китая, 129 тыс. – из Индии, 120 тыс. – из Мексики, 46 тыс. – из Филиппин. По расовому и этническому происхождению большая часть приезжающих с 2009 г. – выходцы из Азии. Иммиграция из Латинской Америки, долгое время занимавшая первое место, постепенно уменьшается. Согласно прогнозам, именно выходцы из Азии станут крупнейшей группой иммигрантов в США, превзойдя испаноязычное население. Прогнозируется, что к 2065 г. выходцы из Азии составят 38% всех иммигрантов. На втором месте будут находиться испаноязычные иммигранты – 31%, иммигранты – представители белой расы составят 20%, афроамериканцы – 9%. В 2065 г. иммигранты и их потомки составят 88% населения страны. Этому будет способствовать как сама иммиграция, так и более высокий уровень рождаемости среди иммигрантов, чем у американцев, родившихся в США4.
Среди иммигрантов отдельной категорией являются беженцы. Так, после принятия в 1980 г. специальной программы по беженцам в стране было принято 3 млн человек, больше, чем в любой другой стране мира. В 2019 г. в США въехало 30 тыс. беженцев, в основном, из Демократической Республики Конго (43%), Мьянмы (16%), Украины (15%), Эритреи (6%) и Афганистана (4%). Большинство беженцев (79%) были христиане, 16% – мусульмане. В планах правительства Дж. Байдена увеличить годовую квоту на беженцев с 25 тыс. до 125 тыс. человек.
С точки зрения правовых оснований для въезда в США на постоянное место жительства основное – это воссоединение семей. 40% всех иммигрантов – прямые родственники жителей США, то есть супруги, родители, дети, ещё 25% – так называемиые непрямые родственники – бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они, как правило, без проблем получают право на въезд в США, вид на жительство и впоследствии гражданство.
Около половины всех иммигрантов проживает в 3-х штатах – в Калифорнии (24%), Техасе (11%) и Флориде (10%). При этом в Калифорнии проживает самое большое количество мигрантов по сравнению с другими штатами – 10,6 млн человек. В трёх штатах – Техасе, Флориде и Нью-Йорке живет по более чем 4 млн человек. Большинство иммигрантов поселилось в 20 крупнейших мегаполисах страны – 28,7 млн человек, или 64% общей численности. Самыми большими из них были Нью-Йоркская агломерация, Большой Лос-Анджелес и район Майями5.
В среднем уровень образования иммигрантов уступает образовательному уровню американцев. У них в 3 раза больше тех, кто не закончил среднюю школу (соответственно 27% и 8%). Однако доля получивших высшее образование почти одинакова – 32 и 33% соответственно. Имеют только законченное среднее образование 28% американцев и 22% иммигрантов, незаконченное высшее – 31% американцев и 19% иммигрантов. Средние цифры, однако, не дают полной картины образования иммигрантов. Среди них очень велика дифференциация в уровнях образования в зависимости от страны происхождения.
Более половины выходцев из Мексики и стран Центральной Америки не закончили среднюю школу. С другой стороны, все прочие иммигранты, кроме мексиканцев, имеют такой же удельный вес получивших высшее образование, что и американцы. Больше всего выпускников вузов из стран Южной Азии – 71%, из стран Центральной Азии – 57%.
Большая часть иммигрантов работает или ищет работу. Численность иммигрантов в составе рабочей силы составляла с 2018 г. 29 млн, то есть 17% гражданской рабочей силы страны. Работает и большинство нелегальных мигрантов. 21 млн иммигрантов имели легальный статус, то есть составляли большинство работающих мигрантов. Ещё 7,6 млн работающих мигрантов были нелегальными иммигрантами, что составляет 4,6% всей рабочей силы страны. Поскольку поколение «беби-бума» уходит на пенсию, именно иммигранты, согласно прогнозам, будут определять рост численности американской рабочей силы.
Около 3 млн нелегальных работающих иммигрантов имели индивидуальный номер налогоплательщика и платили налоги. Согласно данным Налоговой службы США, нелегальные мигранты и их работодатели в 2010 г. заплатили налоги на сумму в 9 млрд долл. Несмотря на это, по закону они не имели право на получение пенсии по линии социального страхования.
Влияние иммиграции на экономику
Существуют разноречивые представления о влиянии иммиграции на экономическое развитие – от крайне негативных до вполне положительных. Среди распространенных опасений – представления о том, что иммигрантов становится слишком много, чтобы американская экономика смогла их интегрировать. Существует представление о том, что иммигранты конкурируют за рабочие места с американцами, родившимися в США, способствуя росту безработицы в стране. Ещё одно опасение – предложение иммигрантов на рынке труда приводит к понижению заработной платы. Распространено также мнение, что иммигранты вызывают дополнительную чрезмерную нагрузку на бюджет и социальное обеспечение, имея в виду расходы на образование и медицинское обслуживание иммигрантов и их детей.
Хотя в определённой степени такие опасения имеют основания, реальная жизнь в целом их опровергает. Напротив, многочисленные факты свидетельствуют о весьма позитивном влиянии иммигрантов на экономику США. Так, по имеющимся данным экономическая активность иммигрантов, то есть их доля в трудоспособном населении, существенно выше, чем у американцев, родившихся в США, – соответственно 65,7% и 62,3%. Они заметно улучшают демографические показатели населения – 78% мигрантов находятся в трудоспособном возрасте, тогда как в среднем в США это цифра составляет 59%. По оценкам, только в 2016 г. иммигранты внесли вклад в ВВП США в сумме 2 трлн долл. и заплатили налоги на всех уровнях в размере 329 млрд долл.6 Сокращение иммиграции привело бы к разрушительным последствиям для экономики, в том числе к сокращению ВВП на 2% к 2040 г. и сокращению на 4,6 млн числа рабочих мест. Только нелегальные иммигранты платят ежегодно налоги на сумму в 11,7 млрд долл. в бюджеты штатов и местных органов власти, включая налог с продаж и акцизы в сумме 7 млрд долл., налог на имущество в размере 3,6 млрд долл. и подоходный налог в сумме 1,1 млрд долл.7 По оценкам Центра за американский прогресс, исключение нелегальных мигрантов из трудовой деятельности сократит ВВП на 2,6% и уменьшит ВВП за ближайшие 10 лет на 4,7 трлн долларов.
7. The Positive Economic Impact of Immigration. Immigrants and Immigration Mithbusters: Addressing Common Misсonceptions. URL: >>> us-cohntent/uploads/2018/04/Final-Misbusters-the-positive-economic-impaict-of-immigration-1.pdf
Несмотря на то что иммигранты составляют лишь около 14% населения страны, они основали около 30% новых компаний в 2017 г. Согласно исследованию фонда «Новая американская экономика», 44% компаний из списка крупнейших 500 компаний журнала «Форчун», были основаны иммигрантами или их детьми. Совокупный доход этих компаний в 2017 фин. г. составил 5,5 трлн долл., то есть больше чем ВВП любой страны мира, кроме США и Китая. Среди них такие гиганты, как «Амазон» (Amazon), «Эппл» (Apple), «Гугл» (Google), «Яху» (Yahoo), «Майкрософт» (Microsoft), «Оракл» (Oracle).
Однако иммигранты преуспевают не только в большом бизнесе. Им принадлежит 20% предприятий малого бизнеса, они создают рабочие места и бизнес-инфраструктуру во многих местных сообществах. Так, иммигрантам принадлежит 60% бензозаправочных станций, 58% химчисток, 53% продуктовых магазинов, 45% салонов красоты и 38% всех ресторанов8.
Считается, что традиционно иммигранты селятся в таких больших агломерация, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго и Майами, внося большой вклад в развитие данных городов и регионов. В последние десятилетия иммигранты активно осваивают новые территории в США, расселяясь в таких городах, как Атланта, Шарлотт, Нэшвил и Феникс, способствуя развитию бизнеса в этих городах. Иммигранты вносят вклад и в восстановление сельских депрессивных районов, поселяясь там и тем самым препятствуя депопуляции этих мест. По статистике, в среднем в 4-х из 5-ти сельских районов не произошло сокращения населения после переезда туда иммигрантов.
В целом, согласно исследованию Национальной академии наук иммигранты стали одним из главных источников роста населения США. Так, в минувшее десятилетие без притока иммигрантов трудоспособное население США сократилось бы на 7 млн человек.
Немалый вклад в экономическое благополучие Америки вносят и беженцы. Вопреки представлениям об их слабом трудовом потенциале они вносят заметный вклад как в рост занятости, так и в развитие местных бизнесов. По оценкам, положительная экономическая отдача от пребывания беженцев наступает уже через 8 лет после их приезда. Исследование Министерства здравоохранения и социальных служб, проведённое в 2017 г. показало, что финансовые выгоды от пребывания беженцев в течение 10 лет составили 63 млрд долларов.
Уже отмечалось, что не имеющие легального статуса иммигранты полностью интегрированы в американский рынок труда. Без них предложение рабочей силы сократилось бы на 18%, что предполагает значительные потери в ВВП. Кумулятивные потери для отдельных штатов составляют более 350 млрд долл. в год. Так, расчёты показывают, что в Северной Каролине, например, финансовые потери в строительной индустрии составили бы 13%, в рекреационной отрасли и гостиничном бизнесе Техаса – 12%, в сельском хозяйстве Калифорнии – 21% регионального внутреннего продукта.
По расчётам Бюджетного управления Конгресса легализация нелегальных иммигрантов способствовала бы уменьшению бюджетного дефицита на 1 трлн долл. за 20 лет, увеличило бы ВВП в ближайшие 10 лет на 3,3% и за 20 лет – на 5,4%. Предоставление двум миллионам нелегальным мигрантов гражданства изменило бы статус и более 5,6 млн их иждивенцев. Эти люди владеют 215 тыс. домов, ежегодно платят 2,5 млрд долл. в качестве платежей по ипотеке, платят налоги в размере 27 млрд долл. в год и расходуют на потребление ежегодно более 75 млрд долларов.
Все имеющиеся данные говорят о том, что иммигранты гораздо больше платят налогов, чем получают в виде пособий, медицинских и образовательных услуг. Не подтверждается и тезис о понижательном влиянии мигрантов на ставки заработной платы. То есть на рынках труда, прежде всего неквалифицированного, где заняты многие иммигранты, как правило, они не конкурируют с американцами, которые не стремятся получить низкоквалифированную работу. По сути, американцы соответствующего квалификационного профиля, переходят на рынок труда с более высокой зарплатой.
Особенно велика роль иммигрантов на рынке квалифицированного труда и в целом в развитии науки и образования. Такие выдающиеся учёные и специалисты, как А. Эйнштейн, Э. Ферми, Э. Теллер. Г. Бете. Э. Зеруни, Э. Гроув, Дж. Янг, С. Брин были эмигрантами. С 1900 по 2004 г. 1/3 американских нобелевских лауреатов были иммигрантами. Они сыграли и играют выдающуюся роль в развитии университетов и высшего образования вообще. Иммигранты учёные и преподаватели в вузах играют ключевую роль в ведущих университетов США. Они широко представлены в Национальной академии науки и в Национальной инженерной академии. 25% высокотехнологичных стартапов основаны выходцами из других стран. Доля выпускников вузов среди иммигрантов значительно выше чем в среднем в стране – соответствующие показатели 43% и 29%.
По оценке в 2020 г. в США имелось 1,3 млн незаполненных рабочих мест в естественно-научных профессиях и среди специалистов по математике. И чаще всего с вероятностью от 40 до 70% их занимают иностранные выпускники вузов.
Весьма широко представлены иммигранты и в отраслях, не требующих высшего образования. В 2018 г. иммигранты со средним и незаконченным высшим образованием составляли 10% населения и 11% рабочей силы. Так, доля иммигрантов в сельском хозяйстве составляла 36%, в ремонтных работах – 36%, в текстильной промышленности – 29%, в пищевой промышленности – 27%, в гостиничных услугах – 27%, в строительстве – 24%, в административно-вспомогательных профессиях – 24%. Таким образом, иммигранты в значительной степени удовлетворяли спрос на менее квалифицированные виды деятельности. Их использование в экономике приносит ежегодную выгоду в размере 5–10 млрд долларов9.
Заключение
Таким образом, иммиграция является системообразующим фактором развития общества и экономики в США. Она поддерживает масштабы населения и рабочей силы на необходимом уровне, является фактором, регулирующем баланс спроса и предложения труда на отдельных рынках. Особенно велик вклад иммиграции в развитии научно-технического потенциала США, в создание наукоёмкого бизнеса. Перед новой администрацией США – администрацией Дж. Байдена – стоит задача оптимизировать иммиграционный процесс и принять новое законодательство в данной области.
Библиография
- 1. Center for Immigration Studies. Hisforical Overview of Immigration Policy. URL: http://cis.org/Historical-Overview-Immigration-Policy
- 2. Kimberly Amadeo. What Are President Biden’s Economic Plans and Policies? February 11, 2021. URL: http://www/thebakance.com/what-are-biden-s-economic-policies-5071356
- 3. Kimberly Amadeo. How Immigration Effects the Economy and You. Feb 19, 2021. URL: http://thebalance.com/how-immigration-impacts-the-economy-4125413
- 4. Abby Budman. Key Findings about U.S. Immigrants. Pew Research Center. Aug 20, 2020. URL: http:www.pewresearch.org/fact-tank/2020/08/20/key-findings-about-u-s-immigrants
- 5. Ibidem.
- 6. A. Sherman, D. Trist, Ch. Stone, Sh. Gonzales, Sh. Parrott. Immigrants Contribute Greatly to US Economy Despite Administration’s “Public Charge” Rule Rationale. Aug 15, 2019. URL: https://www.cbpp.org/sites/default/files/atoms/files/8-15-19.pov.pdf
- 7. The Positive Economic Impact of Immigration. Immigrants and Immigration Mithbusters: Addressing Common Misсonceptions. URL: https://www.fwd us-cohntent/uploads/2018/04/Final-Misbusters-the-positive-economic-impaict-of-immigration-1.pdf
- 8. Tom Jawetz. Building a More Dynamic Economy: The Benefits of Immigration. June 26, 2019. URL: http://www.americanprogress.org/issues/immigration/reports/2019/06/26/471497/building-dinamic-economy-benefits-immirgation/
- 9. Charles Hirshman. Immigration to the United States. Rent Trends and Future Prospects 2014, 51(1) 69-85. URL: http://www.nebi.nlm.nih.gov/pmc/articles/pmc4302270