ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧЕНОГО КАК ЦЕННОСТЬ И ПРАКТИКА В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Код статьи
S30346010S0132162525060043-1
DOI
10.7868/S3034601025060043
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 6
Страницы
37-52
Аннотация
На основе обращения к материалам двух повторных социологических исследований (2022 и 2024 гг.) научной деятельности российских ученых раскрывается содержание и особенности проявлений ценностного, организационного и коммуникативного аспектов самостоятельности в работе. Основное внимание уделяется проверке гипотезы о том, что самостоятельность в работе применительно к ученым обладает достаточным дифференцирующим и аналитическим потенциалом для объяснения актуальной ситуации в научной деятельности. Определено, что различия в разнохарактерных сочетаниях ценности и возможности иметь самостоятельность в работе в наибольшей мере обусловлены типом занятости: работают ли ученые в вузах или в институтах РАН. Преобладающим фактором детерминации предпочтений самостоятельного или командного типа научной деятельности является отрасль занятости: естественных, точных или социально-гуманитарных наук. Наиболее дифференцирующим фактором различий по числу регулярных связей с российскими коллегами является ученая степень (кандидаты или доктора наук). Показано, что из трех рассмотренных аспектов самостоятельности в работе только один из них (установка на работу в команде vs самостоятельно) указывает на эмпирические признаки, органичные содержанию данного понятия: качества более ответственного, взыскательного и критического поведения и позиций при оценке различных реальных и возможных ситуаций. В целом проведенный анализ не позволяет утверждать, что самостоятельность в работе российского ученого является целостным образованием, органично включающим в себя все ее отдельные аспекты.
Ключевые слова
самостоятельность в работе как ценность индифферентное отношение к самостоятельности установка на самостоятельную работу профессиональные связи ученые-одиночки продуктивность в научной деятельности российские ученые
Дата публикации
12.05.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
27

Библиография

  1. 1. Абрамов Р.Н. Академическая автономия на службе интеллектуалов // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 107–122.
  2. 2. Воробьева И.В. Российские ученые в условиях прекрасной занятости // Вопросы управления. 2021. № 1. С. 131–142. DOI: 10.22394/2304-3369-2021-1-131-142.
  3. 3. Касавин И.Т. Научное творчество как социальный феномен // Эпистемология и философия науки 2022. Т. 59. № 3. С. 19–29. DOI: 10.5840/eps202259336.
  4. 4. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Сорокин П.С. Запрос работодателей на самостоятельность сотрудников: анализ открытых вакансий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 85–96. DOI: 10.31857/S0132162524010085.
  5. 5. Митрофанова Е.А. Прекращающая труда научно-педагогических работников вузов: состояние и тенденции развития // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 6. С. 45–48. DOI: 10.12737/article_5a4622605a00e5.69107635.
  6. 6. Никольский В.С. «Академическая свобода» как язык самосознания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73–78.
  7. 7. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности. Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  8. 8. Попова И.П. Профессиональная автономия: направления исследования // ИНАБ. 2024. № 2. Современные подходы к изучению социальной структуры современного российского общества. С. 31–41. DOI: 10.19181/INAB.2024.2.2.
  9. 9. Попова И.П. Самостоятельность в работе: взгляд на долговременные тенденции // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. С. 249–267. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.619.
  10. 10. Темницкий А.Л. Социокультурный феномен самостоятельности в работе россиян в межстрановом сравнении // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 37–49. DOI: 10.31857/S013216250005480-1.
  11. 11. Циринг Д.А., Яковлева Ю.В., Крылова М.О. Влияние самостоятельности на успешность научно-педагогической деятельности (субъектно-деятельностный подход) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. Электронное издание. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7032 (дата обращения: 15.01.2025).
  12. 12. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М.: Мысль, 1995.
  13. 13. Шибаршина С.В. О возможности и перспективах научного прекращения // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 55–60. DOI: 10.5840/eps202259340.
  14. 14. Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. № 2. С. 54–66.
  15. 15. Hackman J.R., Oldham G.R. Motivation through the design of work: Test of a theory // Organizational behavior and human performance. 1976. Vol. 16. No. 2. P. 250–279.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека