- Код статьи
- S30346010S0132162525080022-1
- DOI
- 10.7868/S3034601025080022
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 8
- Страницы
- 14-25
- Аннотация
- Цифровые технологии радикально трансформируют социальную реальность, чем формируют новые вызовы для теории и практики. Возникает необходимость переосмысления доминирующих в науке представлений как о возможностях институционального регулирования/принуждения к деятельности, так и о трансформационном потенциале человеческой агентности. На основе обобщения дискуссий по теории социологии и новейших разработок в смежных дисциплинах мы выдвигаем концептуальную модель, которая описывает возможности и ограничения человеческой агентности в контексте цифровой реальности как особого типа структуры. В центре нашего внимания вопросы «сильной» агентности, то есть деятельности, существенно меняющей социальную среду. С одной стороны, это зона «условно» свободного созидательного индивидуального действия, опирающегося на ресурсы цифровой среды как на инструмент. С другой стороны, это зона сильной «гибридной» агентности, то есть стимулированной (как минимум, отчасти) и дополненной адресной, кастомизированной системой институционального воздействия с использованием искусственного интеллекта. Таким образом, цифровая среда становится особым пространством разворачивания процессов неоструктурации с характерным для них ростом значимости человеческой агентности как фактора институциональных изменений.
- Ключевые слова
- социологическая теория агентность социальная структура неоструктурация цифровые технологии цифровая агентность искусственный интеллект корпоративное предпринимательство
- Дата публикации
- 08.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 64
Библиография
- 1. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Петербургское востоковедение, 2000.
- 2. Иванов Д.В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI в. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 9-28.
- 3. Кравченко С. А. Амбивалентности цифровизации: востребованность ее национально-культурной модели для устойчивого развития // Социологические исследования. 2022. Т. 9. С. 29-37. DOI: 10.31857/S013216250020181-2.
- 4. Левашов В. К., Гребняк О. В. Экспансия искусственного интеллекта: ожидания и настроения граждан // Социологические исследования. 2024. № 12. С. 13-23. DOI: 10.31857/S0132162524120022.
- 5. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35-47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.03.
- 6. Сорокин П.С., Афанасьева И.А. и др. Востребованность индивидуальной агентности и формы ее поддержки: мета-анализ мирового и российского опыта // Журнал исследований социальной политики. 2025. (В печати).
- 7. Сорокин П.С., Редько Т.Д. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок // Вопросы образования. 2024. № . 1. С. 236-264. DOI: 10.17323/vo-2024-18131.
- 8. Сорокин П.С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103-114. DOI: 10.31857/S013216250022927-2.
- 9. Сорокин П., Мальцева В. От дискретных навыков к целостному созидательному человеческому потенциалу: новый подход в теории и практике // Форсайт. 2024. Т. 18. № . 1. С. 6-17. DOI: 10.17323/2500-2597.2024.1.6.17.
- 10. Agerfalk P.J. Artificial intelligence as digital agency // European Journal of Information Systems. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 1-8. DOI: 10.1080/0960085X.2020.1721947.
- 11. Brown R. et al. Looking inside the ‘black box'of digital firm scaling: An ethnographically informed conceptualisation// Journal of Business Research. 2025. Vol. 186. С. 114987. DOI: 10.1016/j. jbusres.2024.114987.
- 12. Brynjolfsson E., Li D., Raymond L. Generative AI at work // The Quarterly Journal of Economics. 2025. Vol. 140. No. 2. С. 889-942. DOI: 10.1093/qje/qjae044.
- 13. Brynjolfsson E., Rock D., Syverson C. Artificial intelligence and the modern productivity paradox: A clash of expectations and statistics // National Bureau of Economic Research. 2017. No. w24001. DOI: 10.7208/ chicago/9780226613475.003.0001.
- 14. Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals' agency // Social Indicators Research. 2022. Vol. 159. No. 3. P. 1125-1153. DOI: 10.1007/s11205-021-02791-8.
- 15. Cetina K.K., Cicourel A. V. Advances in social theory and methodology (RLE social theory): Toward an integration of micro-and macro-sociologies. Routledge, 2014.
- 16. Coad A. et al. Capacity constraints as a trigger for high growth // Small Business Economics. 2022. Vol. 59. No. 3. P. 893-923. DOI: 10.1007/s11187-021-00558-6.
- 17. de Haan F.J., Rotmans J. A proposed theoretical framework for actors in transformative change // Technological forecasting and social change. 2018. Vol. 128. P. 275-286. DOI: 10.1016/j. techfore.2017.12.017.
- 18. Emirbayer M., Mische A. What is agency? // American journal of sociology. 1998. Vol. 103.No. 4. P. 962-1023. DOI: 10.1086/231294.
- 19. Fletcher A., Benveniste M. Narrative Creativity: An Introduction to how and why. Cambridge University Press, 2025. DOI: 10.1017/9781009614801.
- 20. Frade C. Social theory and the digital: The institutionalisation of digital sociology // Acta Sociologica. 2025. Vol. 68. No. 1. P. 41-56. DOI: 10.1177/00016993241264153.
- 21. Lund A., Vestol J. M. An analytical unit of transformative agency: Dynamics and dialectics // Learning, Culture and Social Interaction. 2020. Vol. 25. P. 100390. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100390.
- 22. McKelvey B., Oh C. Rescuing economics and management from Darwin's evolution via death-and-replacement by the Baldwin Effect: learning during a lifetime // Management in the Age of Digital Business Complexity. Routledge, 2021. P. 48-109. DOI: 10.4324/9780429278211-2.
- 23. Passey D. et al. Digital agency: Empowering equity in and through education // Technology, Knowledge and Learning. 2018. Vol. 23. No. 3. P. 425-439. DOI: 10.1007/s10758-018-9384-x.
- 24. Rees-Jones R.E., Brown R., Jones-Evans D. Trigger points and high growth firms: the vital role of founder "Sensing" and "Seizing" capabilities // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2024. Vol. 30. No. 1. P. 1-22. DOI: 10.1108/IJEBR-05-2023-0533.
- 25. Rotmans J., Verheijden M. Transition Lenses: Seeing in a Different Way // Embracing Chaos. Emerald Publishing Limited, 2023. P. 11-25. DOI: 10.1108/978-1-83753-634-420231002.
- 26. Schwarz O. Sociological theory for digital society: The codes that bind us together. John Wiley & Sons, 2021. Siddiq F. et al. New kid on the block? a conceptual systematic review of digital agency // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. No. 5. P. 5721-5752. DOI: 10.1007/s10639-023-12038-3.
- 27. Sternad D., Modritscher G. Entrepreneurial leaps: Growth processes in transition phases between dynamic states // Entrepreneurship Theory and Practice. 2022. Vol. 46. No. 4. С. 952-984. DOI: 10.1177/1042258720929890.