Что происходит с мотивацией к образованию (круглый стол «Российское образование сегодня»)
Что происходит с мотивацией к образованию (круглый стол «Российское образование сегодня»)
Аннотация
Код статьи
S013216250009713-7-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пронина Елена Ивановна 
Должность: ученый секретарь ИК «Социология образования»; старший научный сотрудник
Аффилиация:
Российское общество социологов
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
163-164
Аннотация

        

Классификатор
Получено
16.05.2020
Дата публикации
15.09.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
42
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Очередное заседание круглого стола «Российское образование сегодня» состоялось 23 марта 2020 г. Мероприятие было организовано Исследовательским комитетом (ИК) «Социология образования» Российского общества социологов (РОС), Отделом социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН и журналом «Социологические исследования». Мероприятие проводится ежегодно с 2008 г. по инициативе проф. Д.Л. Константиновского и направлено на развитие профессионального сообщества. Каждое заседание рассматривает наиболее актуальные и острые проблемы образования текущего года, привлекая к сотрудничеству широкий круг исследователей и практиков. Тема 2020 г. «Что происходит с мотивацией к образованию: растет? падает? стабильна?". Круглый стол состоялся в формате вебинара, в нем приняли участие около сорока социологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы и других городов России. Обсуждение было весьма бурным, а реплики порой переходили в формат выступлений, приводились примеры разнообразных исследований, полемика становилась острой.
2 Сначала, по традиции, выступили исследователи общего образования, дошкольного и школьного. Большой интерес вызвал доклад проф. С.Н. Майоровой-Щегловой (рук. ИК РОС «Социология детства», МГППУ, Москва) «Образовательная событийность детства нового поколения и ее влияние на мотивацию к обучению». Вопросы первичной социализации и период подготовки к школе интересовали всех. Подчеркивалось, что одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. Мотивация утрачивается, в частности, из-за того, что раннее образование, на котором настаивают родители, идет в ущерб естественному процессу развития, мотивы родителей оборачиваются против мотивов ребенка. Опосредованно эта тема проявилась и в выступлении Л.А. Ашкинази (НИУ ВШЭ, Москва) «Демотиваторы и отношение к книге», в котором рассматривалась обширная подборка фрагментов из Интернета. С.Д. Лебедев и В.А. Склярова в (БелГУ, Белгород) в сообщении «Мотивация обучающихся средних общеобразовательных школ в России к изучению знаний о религии» представили результаты исследования на основе полуформализованных интервью экспертов и выпускников, а также опроса обучающихся и выпускников средних общеобразовательных школ региона. Они показали особенности интереса к знаниям и представления о желаемом учебном курсе.
3 Обсуждение проблем профессионального образования начала проф. В.Ф. Пугач (НИТУ «МИСиС», Москва). На значительном объеме статистического материала она продемонстрировала причины и особенности динамики массового высшего образования в России на рубеже ХХ–ХХI вв. Доклад послужил основой дальнейшего обсуждения процессов в высшем образовании. Выступление И.С. Кузнецова (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) «Категория доверия в исследовании выбора вуза» позволило перейти к обсуждению не только характера стремления молодежи к высшему образованию, но и причин того, почему студенты покидают вузы, не закончив обучение.
4 О важности сохранения и развития научных школ, воспитании молодого поколения в науке рассказали В.С. Собкин, М.М. Смыслова и Ю.О. Коломиец (все – РАО, Москва) в докладе «Структурные особенности мотивации обучения в аспирантуре», представив разносторонний анализ мотивов поступления в аспирантуру, их иерархию и социальную обусловленность.
5 Тему мотивации в образовании продолжила Е.С. Попова (ИС ФНИСЦ РАН, Москва). Материалы эмпирических исследований показали подвижки в мотивации молодежи при выборе образовательной и профессиональной траектории, а также позволили прийти к заключению о значительных переменах в социальных ориентациях юношей и девушек. Полемическое выступление Е.А. Шатровой (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) «Возвращение мотивации к образованию сегодня: есть ли смысл?» было посвящено возможностям, которые дает внутренняя мотивация, имеющаяся у студента и тем, что может предоставлять внешняя, создаваемая средой. Рассмотрение причин снижения мотивации сочеталось с данными о представлениях россиян относительно современного высшего образования. И, конечно, заседание Круглого стола в наши дни не могло состояться без обсуждения проблем цифровизации. Они были представлены в сообщении Р.С. Кузнецова (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) «Цифровизация образования». Проведенный анализ проблемы позволил сделать вывод, что локомотивом цифровизации образовательной сферы является метасистема, представленная профильными государственными и муниципальными органами власти.
6 С презентациями выступлений участников Круглого стола можно ознакомиться на сайте ФНИСЦ РАН в разделе Круглого стола «Российское образование сегодня».
7 В заключение было проведено организационное заседание, в ходе которого состоялось обсуждение проделанной работы за истекший период и перевыборы председателя ИК Комитета "Социология образования", которым был избран проф. Д.Л. Константиновский.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести