Treatment Practices in Public Perception: Based on Russian Nationwide Surveying
Table of contents
Share
QR
Metrics
Treatment Practices in Public Perception: Based on Russian Nationwide Surveying
Annotation
PII
S013216250020180-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ekaterina V. Fadeeva 
Occupation: Senior lecturer
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Moscow, Russia
Edition
Pages
138-144
Abstract

The paper focuses on an analysis of reasons for low involvement of the population in the system of professional healthcare and the perception specifics of permissible treatment practices in Russians. Based on the secondary data about changes in the commitment of Russians to health preservation practices, assessment of how population is satisfied with the Russian healthcare system and subjective assessment of health status, it is shown that a significant proportion of citizens fail to adhere to a healthy lifestyle and undergo medical examinations and widely apply self-medication without medical supervision, while declaring health to be a key social value. The long-established public distrust to healthcare professionals, coupled with the poor accessibility of healthcare and distinctly traced inequality arising from patients’ financial situation and age, have resulted in widely spread self-medication practices and neglect of the need to seek professional medical attention, which has caused a deep concern of the professional community and overburdened healthcare institutions amid the pandemic.

Keywords
healthcare, accessibility of healthcare, health preserving behavior, healthy lifestyle, treatment practices, self-medication, pandemic
Received
13.12.2022
Date of publication
14.12.2022
Number of purchasers
3
Views
26
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 Самооценка состояния здоровья, другими словами, степень удовлетворенности его состоянием – это обобщенный индикатор здоровья. Он свидетельствует как о наличии/отсутствии заболеваний или их симптомов, так и о внутреннем, психологическом самочувствии индивида [Покида и др., 2021: 193]. Этот параметр распространен в мире и используется при проведении опросов общественного мнения, связанных с определением отношения населения к работе национальной системы здравоохранения.
2 Россияне относятся к числу наций, наименее довольных состоянием своего здоровья: «индекс (удовлетворенности) здоровьем» в 2020 г. установился на уровне 46%1, тогда как в ряде стран с сильными экономиками (США, Китай, Индия) этот показатель выше 60%. С середины 1990-х гг. данные RLMS-HSE отражали постепенное улучшение самооценок здоровья россиян [Козырева, Смирнов, 2020: 72]. В последнее десятилетие, несмотря на экстраординарную обстановку 2020–2022 гг., самооценка состояния физического и ментального здоровья граждан показывает положительную динамику: в 2011 г. доля респондентов, оценивающих состояние своего здоровья как «слабое» или «удовлетворительное», опустилась с совокупных 55 до 47%2. Тем не менее удовлетворенность состоянием здоровья россиян по итогам 2021 г. ожидаемо снизилась по сравнению с 2020 г., год начала пандемии3.
1.  Международная аналитика Romir/GlobalNR: жители ведущих стран оценили уровень удовлетворенности здоровьем // Ромир. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).

2.  Забота о здоровье // Левада-Центр⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).⃰ Выполняет функции иноагента.

3.  Двадцать лет спустя: более половины россиян удовлетворены качеством медицинских услуг // Ромир. 2022. URL: https://romir.ru/studies/dvadcat-let-spustya-bolee-poloviny-rossiyan-udovletvoreny-kachestvom-medicinskih-uslug (дата обращения: 29.03.2022).
3 Культура здоровьесберегающего поведения. Практическая реализации сознательного отношения индивида к своему здоровью как к социальной ценности в повседневных поведенческих практиках включает в себя отказ от курения, употребления спиртных напитков, применение диет и режима питания, занятия спортом, т.е. соблюдение основных принципов здорового образа жизни [Шматова, 2015: 59]. Исследование приверженности такой модели приводит к выводу о наличии у россиян глубоких и устойчивых расхождений в восприятии здоровья и его поддержания. С одной стороны, здоровье декларируется как безусловная общественная и индивидуальная ценность, с другой – на практике принципы здоровьесберегающего поведения игнорируются. Этот феномен описан в ряде работ Н.И. Беловой [2015; 2016; 2021: 59–60].
4 Пандемия не изменила ситуацию. Половина граждан по-прежнему не уделяет должного внимания своему состоянию, они не проходят профилактических медицинских обследований, не следят за режимом питания и отдыха, не поддерживают мышечный тонус4. За последнее десятилетие доля курильщиков в России существенно не изменилась: с разной степенью интенсивности курят более трети совершеннолетних граждан. По-прежнему более половины взрослых неумеренно употребляют спиртное5. Диспансеризацию за последние 5 лет прошло около 1/5 россиян, никогда не участвовала в таком обследовании четверть населения6.
4.  Половина россиян ведут нездоровый образ жизни // НАФИ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).

5.  См. сноску 2.

6.  Здоровье и питание россиян: мониторинг // ВЦИОМ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).
5 На практике граждане РФ не очень заботятся о здоровье, но в массовом сознании сохраняется представление о нем как важной жизненной ценности. Опросы позволяют выделить репертуар наиболее актуальных социальных страхов последних лет. До 2019 г. и спустя два года после начала пандемии коронавируса основные источники субъективного напряжения россиян – здоровье близких, опасения за детей (внуков), собственное здоровье7 – фоновые экзистенциальные страхи. По информации на конец января 2022 г., треть жителей России в повседневной жизни больше всего беспокоятся о состоянии собственного организма (33%), более половины – о самочувствии близких и детей (54%)8. Все это косвенно свидетельствует о восприятии здоровья как ключевой социальной ценности, а потому успешное удовлетворение основных потребностей человека в этой сфере – медицинская помощь и лекарственное обеспечение – должно иметь первостепенное значение при выстраивании государственной политики в области здравоохранения.
7. Страхи и проблемы российского общества // Левада-Центр⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 19.04.2022).⃰ выполняет функции иноагента

8.  Тревоги и опасения людей // ФОМ. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 19.04.2022).
6 Оценка удовлетворенности граждан работой российской системы здравоохранения. В начальной стадии пандемии среди россиян преобладала отрицательная оценка национальной системы здравоохранения (в целом отрицательно – 50%, в целом положительно – 13%)9. Спустя полтора года результаты опросов общественного мнения10 стали фиксировать её дифференциацию: 46% информантов считают, что отрасль справляется, 49% – не справляется. По итогам 2021 г. около половины россиян были согласны с утверждением, что система здравоохранения в России неэффективна11, довольны ее работой были 39% респондентов12. В той или иной мере об удовлетворенности качеством медицинских услуг заявило чуть более половины опрошенных13.
9.  Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане оценили общее состояние национальных систем здравоохранения // Ромир. 2020. URL: https://romir.ru/studies/mejdunarodnaya-analitika-romirglobalnr-grajdane-ocenili-obshchee-sostoyanie-nacionalnyh-sistem-zdravoohraneniya (дата обращения: 29.03.2022).

10.  Российское здравоохранение: мнения и тренды // ВЦИОМ. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskoe-zdravookhranenie-mnenija-i-trendy (дата обращения: 14.02.2022).

11.  Доверие системе здравоохранения // Левада-Центр⃰. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/16/doverie-sisteme-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 24.03.2022).выполняет функции иноагента

12.  Оценка медицинской помощи // Левада-Центр. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/18/otsenka-kachestva-meditsinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 24.03.2022).

13.  Двадцать лет спустя: более половины россиян удовлетворены качеством медицинских услуг // Ромир. 2022. URL: https://romir.ru/studies/dvadcat-let-spustya-bolee-poloviny-rossiyan-udovletvoreny-kachestvom-medicinskih-uslug (дата обращения: 24.03.2022).
7 Число жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС выросло за первые 10 месяцев 2021 г. в два раза, уровень удовлетворенности граждан полученной медицинской помощью составил всего 24,6%14.
14.  Савенкова Д. В России зафиксирован всплеск жалоб на государственную медицину // Ведомости. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 14.02.2022).
8 До пандемии десятку самых частых нарушений, вызывающих жалобы граждан, составляли15: ненадлежащее качество медицинской помощи, превышение предельных сроков и несвоевременное ее получение, отказ в оказании медпомощи, ее недоступность, ограничение доступности лекарств по ОМС, неправильное проведение профилактических мероприятий, недостатки в организации работы медорганизаций, приписки в медицинской карте, неэтичное поведение. В 2021 г. среди ключевых ситуаций нарушения прав пациентов16 отмечено: отсутствие нужного специалиста в поликлинике (почти 79%), ожидание приема специалиста дольше 14 дней (66%) и покупка положенных бесплатно по льготным рецептам препаратов за свои деньги (64%). Доступность многих видов медицинского обслуживания – краеугольный камень социальной сферы17.
15.  Шевченко Р. Неправомерные требования оплаты лидируют среди нарушений прав пациентов // Медвестник. 2019. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Nepravomernye-trebovaniya-oplaty-lidiruut-sredi-narushenii-prav-pacientov.html (дата обращения: 15.02.2022).

16.  Калиновская Е. Больше 64% льготников покупают положенные им бесплатные лекарства за свой счет // Фармвестник. 2021. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Bolshe-64-lgotnikov-pokupaut-polojennye-im-besplatnye-lekarstva-za-svoi-schet.html (дата обращения: 15.02.2022).

17.  См. сноску 7.
9 Сегодня большинство россиян обращает внимание на неравенство в доступе к медицинской помощи из-за экономического положения и на возрастную дискриминацию. Так, 87% граждан указывают на то, что богатым проще получить медицинскую помощь, чем бедным; 42% заявляют о неодинаковом доступе к медицинской помощи для разных возрастных категорий населения (пожилым – сложнее)18. Утверждение о том, что врачам в России можно доверять, поддерживают 53% граждан, 62% оценивают профессиональный уровень большинства российских медиков как недостаточный, а 58% считают, что врачи в России больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах19. В то же время глобальный индекс доверия20 показывает, что в пандемийный период наибольший уровень доверия среди представителей общественно-важных профессий у людей вызывают именно врачи. В 2021 г. отношение жителей планеты к специалистам в области здравоохранения улучшилось, и особенно заметно эта тенденция проявилась среди россиян: если в 2020 г. врачам доверяли 49% опрошенных жителей России, то в 2021 г. – 67%.
18.  Справедливость в оказании медицинской помощи // Левада-Центр⃰. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/22/spravedlivost-v-okazanii-meditsinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 24.03.2022). ⃰ выполняет функции иноагента

19.  См. сноску 11.

20.  Global Trustworthiness Index 2021 // Ipsos. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 24.03.2022).
10 В целом, люди не испытывают оптимизма в своих ожиданиях относительно вероятности трансформации качества оказания медицинской помощи в России: только четверть россиян полагают, что после пандемии российское здравоохранение будет работать лучше, чем до ее начала, половина опрошенных уверены, что ничего не изменится21.
21.  Жизнь после пандемии: ожидания и прогнозы // ФОМ. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2022).
11 Практики лечения. Сложности с доступом к бесплатной медицинской помощи, слабый уровень доверия медицинским работникам и фактическое отсутствие контроля за покупкой и потреблением лекарственных препаратов привели к широкому распространению в России практик самолечения. Согласно анализу результатов опросов общественного мнения [Белова, 2021: 59–60], в допандемийный период около трети населения использовали практики нетрадиционного лечения и самолечения, несмотря на низкий уровень фармацевтической грамотности22, в гомеопатию верил каждый пятый23.
22.  Россияне сами назначают себе лекарства и убеждены в возможности их покупки без рецепта // Медвестник. 2019. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Rossiyane-sami-naznachaut-sebe-lekarstva-i-ubejdeny-v-vozmojnosti-ih-pokupki-bez-recepta.html (дата обращения: 19.04.2022).

23.  В гомеопатию верит каждый пятый россиянин // Исследовательский центр портала Superjob.ru. 2019. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112233/v-gomeopatiyu-verit-kazhdyj-pyatyj-rossiyanin/ (дата обращения: 19.04.2022).
12 Посещаемость россиян медицинских учреждений остается устойчивой в течение последних 10 лет: за год к врачу обращаются порядка 65% граждан24. На первый взгляд, эта цифра выглядит обнадеживающе, однако с ее помощью довольно сложно оценить реальный охват включения населения в практики обращения за квалифицированной медицинской помощью. Согласно результатам опроса медиков25, соразмерная доля врачей (65%) периодически сталкивается с ситуациями, когда человек приходит уже с последствиями самолечения (в том числе самостоятельно назначенных антибиотиков); треть респондентов заявили, что встречают это в своей работе очень часто. Следовательно, доля тех, кто в случае заболевания незамедлительно обращается к медикам, значительно ниже, чем общий процент граждан, посетивших врачей за указанный период, что косвенно свидетельствует о недоверии населении медработникам.
24.  См. сноску 2.

25.  Приемская Е. Холодный прием: почему россияне боятся идти к врачу // Известия. 2021. URL: https://iz.ru/1184254/evgeniia-priemskaia/kholodnyi-priem-pochemu-rossiiane-boiatsia-idti-k-vrachu (дата обращения: 19.04.2022).
13 Осторожное отношение к медикам как профессиональной группе особенно ярко проявилось в период пандемии. В 2020 г. доля тех, кто не вызывал врача при обнаружении симптомов респираторного заболевания, составила 80%, а каждый пятый россиянин самостоятельно назначал себе антибиотики, 14% – иммуномодуляторы26. В ситуации пандемии коронавирусной инфекции распространенность практик самолечения оказала дополнительную и беспрецедентную нагрузку на здравоохранение: большинство госпитализированных пациентов – те, кто вовремя не обратились к врачу и лечились самостоятельно. Своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи таким пациентам на амбулаторном уровне могло бы значительно снизить нагрузку на стационары и число тяжелобольных пациентов, а также количество летальных исходов.
26.  Ясакова Е. Врача не вызывали: как россияне занимаются самолечением COVID-19 // Известия. 2020. URL: https://iz.ru/1089977/ekaterina-iasakova/vracha-ne-vyzyvali-kak-rossiiane-zanimaiutsia-samolecheniem-covid-19 (дата обращения: 19.04.2022).
14 Опасения людей, связанные с вакцинацией от COVID-19, и слабый объем охвата иммунизацией в России (по состоянию на апрель 2022 г., согласно статистическим данным, полностью вакцинирована только половина населения27) также говорят о недоверии населения существующим вакцинам, медработникам и системе здравоохранения в целом. Только чуть более трети россиян сделали прививку, потому что посчитали, что это правильно; каждый пятый – из-за того, что его вынудили28.
27.  Coronavirus (COVID-19) Vaccinations // Our World in Data. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2022).

28.  Коронавирус и вакцинация // ФОМ. 2022. URL: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14715 (дата обращения: 23.04.2022).
15 Позитивные практики конструирования ответственного отношения к здоровью. Сознательное формирование ответственного поведения в отношении здоровья – процесс разнонаправленный: с одной стороны, драйвером развития такой культуры должно стать государство как гарант охраны здоровья населения, с другой стороны, встречные шаги в этом направлении следует делать и самому населению, и бизнесу.
16 Положительный опыт в части вовлечения граждан в практики здорового образа жизни и ответственного отношения к здоровью со стороны государства наиболее успешно реализован в Москве. В столице уже несколько лет функционируют городские оздоровительно-досуговые центры «Московское долголетие», профилактические летние павильоны «Здоровая Москва» и проект бесплатных занятий с профессиональными тренерами на свежем воздухе «Спортивные выходные» (май – октябрь). С начала работы программы «Московское долголетие», ее участниками стали более 410 тыс. москвичей старшего возраста, организовано свыше 1,1 тыс. клубов по интересам, более половины из которых имеют ЗОЖ-направленность29. В 2021 г. свыше 277 тыс. человек обследовались в павильонах «Здоровая Москва»30, более 11 тыс. – посетили тренировки проекта «Спортивные выходные»31.
29.  В столице открыли 13 новых центров московского долголетия // Ведомости. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).

30.  Павильоны «Здоровая Москва» вернутся в парки в мае // Официальный сайт Мэра Москвы. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).

31.  С начала проекта «Спортивные выходные» количество участников увеличилось почти на 60% // ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг». 2021. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).
17 Как было сказано ранее, пандемия COVID-19 не привела к существенным изменениям образа жизни населения в части употребления алкоголя, табакокурения и прохождения диспансеризации. Тем не менее, в последнее десятилетие выросла доля россиян, так или иначе занимающихся физической активностью (с 50% до 58%) и ежедневно потребляющих свежие овощи и фрукты (с 30% до 47%)32, что свидетельствует о фрагментарном и медленном, но все же постепенном движении российского общества к ответственному поведению в отношении своего здоровья.
32.  Забота о здоровье // Левада-Центр ⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022). Выполняет функции иноагента.
18 Еще один позитивный шаг, предпринятый регулятором уже на федеральном уровне в части содействия увеличению числа граждан, внимательно относящихся к своему здоровью и физической форме, – так называемый «спортивный вычет». С 1 января 2022 г. вступил в силу закон33, согласно которому россияне смогут получать социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за оплату физкультурно-оздоровительных услуг. Возмещение по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги распространяется на стоимость абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий в организациях, включенных Министерством спорта РФ в специальный перечень.34 По состоянию на конец 2021 г., таких спортивных организаций насчитывалось около 4 тыс. по всей стране (из них: 60% – государственные спортивные комплексы, школы и центры; 22% – индивидуальные предприниматели; 18% – общества с ограниченной ответственностью).
33.  Федеральный закон от 05.04.2021 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги».

34.  Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, на 2022 год // Министерство спорта РФ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 02.05.2022).
19

Заключение. Сегодня можно уверенно констатировать: пандемия COVID-19 стала точкой роста для российской системы оказания медицинской помощи. В условиях мобилизации отечественной медицины, разные ее звенья проявили изумительную сплоченность. Несмотря на то что мы весьма достойно прошли все острые фазы пандемии, первыми в мире изобрели вакцину от коронавируса и сейчас, в условиях небывалого ужесточения западных санкций, отрасль продолжает неплохо справляться с новыми вызовами, а ситуация с лекарствами в России, в целом, остается нормальной, в сложный момент россияне продолжают надеяться только на себя. Отечественная система оказания медицинской помощи находится в ситуации хронического недоверия населения. Уровень удовлетворенности медицинской помощью крайне низок. Последние два года отчетливо показали, что люди не верят ни чиновникам от здравоохранения, ни медицинским работникам, ни российским ученым-медикам. Граждане не доверяют российским врачам и считают, что их профессиональный уровень ниже необходимого. Зафиксированные всплески необычайного ажиотажного спроса на антибиотики и противовирусные препараты в разгар пандемии и лихорадочная скупка лекарств, используемых больными с гипотиреозом и эпилепсией, весной 2022 г. показали, что российское общество сомневается в надежности работы государственного механизма лекарственного обеспечения. Дело не столько в удорожании препаратов, сколько в боязни остаться без них

References

1. Belova N.I. (2015) Health in the lifeworld of Russians. Contradictions and paradoxes. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie [RSUH/RGGU Bulletin. «Philosophy. Sociology. Art Studies» Series]. No 7 (150): 101–105. (In Russ.)

2. Belova N.I. (2021) Health in the life-world of Russians: theory, maintenance practices, new trends: monograph. Moscow: Klyuch-S. (In Russ.)

3. Belova N.I. (2016) Health and Practices of Preserving/Maintaining. In: Toshchenko Zh.T. (ed.) The Life of Russians: 25 Years Later (late 1980s – mid 2010s): Scientific publication. Moscow: TsSPiM: 113–129. (In Russ.)

4. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. (2020) Russian Citizens' Health Self-Assessment Dynamics: Relevant Trends of the Post-Soviet Era. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No 4: 70–81. (In Russ.)

5. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V., Gazieva I.A. (2021) Self-assessment of the health state of employed Russians and basic methods of treatment. Vlast’ [The Authority]. Vol. 29. No 3: 190–200. (In Russ.)

6. Shmatova S.S. (2015) Experience of Sociological Interpretation of Healthy Behavioral Practices. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Sociologija. Politologija [News of the Saratov University. A new series. Series: Sociology. Political science]. Vol. 15. No. 2: 58–60. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate