Практики лечения в восприятии граждан: по материалам всероссийских исследований
Практики лечения в восприятии граждан: по материалам всероссийских исследований
Аннотация
Код статьи
S013216250020180-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Фадеева Екатерина Викторовна 
Должность: доцент
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
138-144
Аннотация

Статья посвящена анализу вовлеченности населения в систему оказания квалифицированной медицинской помощи и особенностей восприятия россиянами допустимых практик лечения. На основе вторичных данных показано, что существенная доля граждан не придерживается принципов здорового образа жизни, не проходит диспансеризацию, бесконтрольно и активно применяет лекарственные средства для самолечения, декларируя в то же время здоровье ключевой социальной ценностью. Хроническое недоверие населения медикам вкупе со слабой доступностью медицинской помощи и отчетливым неравенством, обусловленным экономическим положением и возрастом пациентов, привели к широкому распространению практик самолечения и пренебрежительному отношению к необходимости обращаться за квалифицированной медицинской помощью. Перечисленные обстоятельства, вызывающие обеспокоенность профессионального сообщества, привели к перегрузкам в работе учреждений здравоохранения в ситуации пандемии.

Ключевые слова
медицинская помощь, доступность медицинской помощи, здоровьесберегающее поведение, здоровый образ жизни, практики лечения, самолечение, пандемия
Классификатор
Получено
13.12.2022
Дата публикации
14.12.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
27
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Самооценка состояния здоровья, другими словами, степень удовлетворенности его состоянием – это обобщенный индикатор здоровья. Он свидетельствует как о наличии/отсутствии заболеваний или их симптомов, так и о внутреннем, психологическом самочувствии индивида [Покида и др., 2021: 193]. Этот параметр распространен в мире и используется при проведении опросов общественного мнения, связанных с определением отношения населения к работе национальной системы здравоохранения.
2 Россияне относятся к числу наций, наименее довольных состоянием своего здоровья: «индекс (удовлетворенности) здоровьем» в 2020 г. установился на уровне 46%1, тогда как в ряде стран с сильными экономиками (США, Китай, Индия) этот показатель выше 60%. С середины 1990-х гг. данные RLMS-HSE отражали постепенное улучшение самооценок здоровья россиян [Козырева, Смирнов, 2020: 72]. В последнее десятилетие, несмотря на экстраординарную обстановку 2020–2022 гг., самооценка состояния физического и ментального здоровья граждан показывает положительную динамику: в 2011 г. доля респондентов, оценивающих состояние своего здоровья как «слабое» или «удовлетворительное», опустилась с совокупных 55 до 47%2. Тем не менее удовлетворенность состоянием здоровья россиян по итогам 2021 г. ожидаемо снизилась по сравнению с 2020 г., год начала пандемии3.
1.  Международная аналитика Romir/GlobalNR: жители ведущих стран оценили уровень удовлетворенности здоровьем // Ромир. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).

2.  Забота о здоровье // Левада-Центр⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).⃰ Выполняет функции иноагента.

3.  Двадцать лет спустя: более половины россиян удовлетворены качеством медицинских услуг // Ромир. 2022. URL: https://romir.ru/studies/dvadcat-let-spustya-bolee-poloviny-rossiyan-udovletvoreny-kachestvom-medicinskih-uslug (дата обращения: 29.03.2022).
3 Культура здоровьесберегающего поведения. Практическая реализации сознательного отношения индивида к своему здоровью как к социальной ценности в повседневных поведенческих практиках включает в себя отказ от курения, употребления спиртных напитков, применение диет и режима питания, занятия спортом, т.е. соблюдение основных принципов здорового образа жизни [Шматова, 2015: 59]. Исследование приверженности такой модели приводит к выводу о наличии у россиян глубоких и устойчивых расхождений в восприятии здоровья и его поддержания. С одной стороны, здоровье декларируется как безусловная общественная и индивидуальная ценность, с другой – на практике принципы здоровьесберегающего поведения игнорируются. Этот феномен описан в ряде работ Н.И. Беловой [2015; 2016; 2021: 59–60].
4 Пандемия не изменила ситуацию. Половина граждан по-прежнему не уделяет должного внимания своему состоянию, они не проходят профилактических медицинских обследований, не следят за режимом питания и отдыха, не поддерживают мышечный тонус4. За последнее десятилетие доля курильщиков в России существенно не изменилась: с разной степенью интенсивности курят более трети совершеннолетних граждан. По-прежнему более половины взрослых неумеренно употребляют спиртное5. Диспансеризацию за последние 5 лет прошло около 1/5 россиян, никогда не участвовала в таком обследовании четверть населения6.
4.  Половина россиян ведут нездоровый образ жизни // НАФИ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).

5.  См. сноску 2.

6.  Здоровье и питание россиян: мониторинг // ВЦИОМ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022).
5 На практике граждане РФ не очень заботятся о здоровье, но в массовом сознании сохраняется представление о нем как важной жизненной ценности. Опросы позволяют выделить репертуар наиболее актуальных социальных страхов последних лет. До 2019 г. и спустя два года после начала пандемии коронавируса основные источники субъективного напряжения россиян – здоровье близких, опасения за детей (внуков), собственное здоровье7 – фоновые экзистенциальные страхи. По информации на конец января 2022 г., треть жителей России в повседневной жизни больше всего беспокоятся о состоянии собственного организма (33%), более половины – о самочувствии близких и детей (54%)8. Все это косвенно свидетельствует о восприятии здоровья как ключевой социальной ценности, а потому успешное удовлетворение основных потребностей человека в этой сфере – медицинская помощь и лекарственное обеспечение – должно иметь первостепенное значение при выстраивании государственной политики в области здравоохранения.
7. Страхи и проблемы российского общества // Левада-Центр⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 19.04.2022).⃰ выполняет функции иноагента

8.  Тревоги и опасения людей // ФОМ. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 19.04.2022).
6 Оценка удовлетворенности граждан работой российской системы здравоохранения. В начальной стадии пандемии среди россиян преобладала отрицательная оценка национальной системы здравоохранения (в целом отрицательно – 50%, в целом положительно – 13%)9. Спустя полтора года результаты опросов общественного мнения10 стали фиксировать её дифференциацию: 46% информантов считают, что отрасль справляется, 49% – не справляется. По итогам 2021 г. около половины россиян были согласны с утверждением, что система здравоохранения в России неэффективна11, довольны ее работой были 39% респондентов12. В той или иной мере об удовлетворенности качеством медицинских услуг заявило чуть более половины опрошенных13.
9.  Международная аналитика Romir/GlobalNR: граждане оценили общее состояние национальных систем здравоохранения // Ромир. 2020. URL: https://romir.ru/studies/mejdunarodnaya-analitika-romirglobalnr-grajdane-ocenili-obshchee-sostoyanie-nacionalnyh-sistem-zdravoohraneniya (дата обращения: 29.03.2022).

10.  Российское здравоохранение: мнения и тренды // ВЦИОМ. 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskoe-zdravookhranenie-mnenija-i-trendy (дата обращения: 14.02.2022).

11.  Доверие системе здравоохранения // Левада-Центр⃰. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/16/doverie-sisteme-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 24.03.2022).выполняет функции иноагента

12.  Оценка медицинской помощи // Левада-Центр. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/18/otsenka-kachestva-meditsinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 24.03.2022).

13.  Двадцать лет спустя: более половины россиян удовлетворены качеством медицинских услуг // Ромир. 2022. URL: https://romir.ru/studies/dvadcat-let-spustya-bolee-poloviny-rossiyan-udovletvoreny-kachestvom-medicinskih-uslug (дата обращения: 24.03.2022).
7 Число жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС выросло за первые 10 месяцев 2021 г. в два раза, уровень удовлетворенности граждан полученной медицинской помощью составил всего 24,6%14.
14.  Савенкова Д. В России зафиксирован всплеск жалоб на государственную медицину // Ведомости. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 14.02.2022).
8 До пандемии десятку самых частых нарушений, вызывающих жалобы граждан, составляли15: ненадлежащее качество медицинской помощи, превышение предельных сроков и несвоевременное ее получение, отказ в оказании медпомощи, ее недоступность, ограничение доступности лекарств по ОМС, неправильное проведение профилактических мероприятий, недостатки в организации работы медорганизаций, приписки в медицинской карте, неэтичное поведение. В 2021 г. среди ключевых ситуаций нарушения прав пациентов16 отмечено: отсутствие нужного специалиста в поликлинике (почти 79%), ожидание приема специалиста дольше 14 дней (66%) и покупка положенных бесплатно по льготным рецептам препаратов за свои деньги (64%). Доступность многих видов медицинского обслуживания – краеугольный камень социальной сферы17.
15.  Шевченко Р. Неправомерные требования оплаты лидируют среди нарушений прав пациентов // Медвестник. 2019. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Nepravomernye-trebovaniya-oplaty-lidiruut-sredi-narushenii-prav-pacientov.html (дата обращения: 15.02.2022).

16.  Калиновская Е. Больше 64% льготников покупают положенные им бесплатные лекарства за свой счет // Фармвестник. 2021. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Bolshe-64-lgotnikov-pokupaut-polojennye-im-besplatnye-lekarstva-za-svoi-schet.html (дата обращения: 15.02.2022).

17.  См. сноску 7.
9 Сегодня большинство россиян обращает внимание на неравенство в доступе к медицинской помощи из-за экономического положения и на возрастную дискриминацию. Так, 87% граждан указывают на то, что богатым проще получить медицинскую помощь, чем бедным; 42% заявляют о неодинаковом доступе к медицинской помощи для разных возрастных категорий населения (пожилым – сложнее)18. Утверждение о том, что врачам в России можно доверять, поддерживают 53% граждан, 62% оценивают профессиональный уровень большинства российских медиков как недостаточный, а 58% считают, что врачи в России больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах19. В то же время глобальный индекс доверия20 показывает, что в пандемийный период наибольший уровень доверия среди представителей общественно-важных профессий у людей вызывают именно врачи. В 2021 г. отношение жителей планеты к специалистам в области здравоохранения улучшилось, и особенно заметно эта тенденция проявилась среди россиян: если в 2020 г. врачам доверяли 49% опрошенных жителей России, то в 2021 г. – 67%.
18.  Справедливость в оказании медицинской помощи // Левада-Центр⃰. 2022. URL: https://www.levada.ru/2022/02/22/spravedlivost-v-okazanii-meditsinskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 24.03.2022). ⃰ выполняет функции иноагента

19.  См. сноску 11.

20.  Global Trustworthiness Index 2021 // Ipsos. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 24.03.2022).
10 В целом, люди не испытывают оптимизма в своих ожиданиях относительно вероятности трансформации качества оказания медицинской помощи в России: только четверть россиян полагают, что после пандемии российское здравоохранение будет работать лучше, чем до ее начала, половина опрошенных уверены, что ничего не изменится21.
21.  Жизнь после пандемии: ожидания и прогнозы // ФОМ. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2022).
11 Практики лечения. Сложности с доступом к бесплатной медицинской помощи, слабый уровень доверия медицинским работникам и фактическое отсутствие контроля за покупкой и потреблением лекарственных препаратов привели к широкому распространению в России практик самолечения. Согласно анализу результатов опросов общественного мнения [Белова, 2021: 59–60], в допандемийный период около трети населения использовали практики нетрадиционного лечения и самолечения, несмотря на низкий уровень фармацевтической грамотности22, в гомеопатию верил каждый пятый23.
22.  Россияне сами назначают себе лекарства и убеждены в возможности их покупки без рецепта // Медвестник. 2019. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Rossiyane-sami-naznachaut-sebe-lekarstva-i-ubejdeny-v-vozmojnosti-ih-pokupki-bez-recepta.html (дата обращения: 19.04.2022).

23.  В гомеопатию верит каждый пятый россиянин // Исследовательский центр портала Superjob.ru. 2019. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112233/v-gomeopatiyu-verit-kazhdyj-pyatyj-rossiyanin/ (дата обращения: 19.04.2022).
12 Посещаемость россиян медицинских учреждений остается устойчивой в течение последних 10 лет: за год к врачу обращаются порядка 65% граждан24. На первый взгляд, эта цифра выглядит обнадеживающе, однако с ее помощью довольно сложно оценить реальный охват включения населения в практики обращения за квалифицированной медицинской помощью. Согласно результатам опроса медиков25, соразмерная доля врачей (65%) периодически сталкивается с ситуациями, когда человек приходит уже с последствиями самолечения (в том числе самостоятельно назначенных антибиотиков); треть респондентов заявили, что встречают это в своей работе очень часто. Следовательно, доля тех, кто в случае заболевания незамедлительно обращается к медикам, значительно ниже, чем общий процент граждан, посетивших врачей за указанный период, что косвенно свидетельствует о недоверии населении медработникам.
24.  См. сноску 2.

25.  Приемская Е. Холодный прием: почему россияне боятся идти к врачу // Известия. 2021. URL: https://iz.ru/1184254/evgeniia-priemskaia/kholodnyi-priem-pochemu-rossiiane-boiatsia-idti-k-vrachu (дата обращения: 19.04.2022).
13 Осторожное отношение к медикам как профессиональной группе особенно ярко проявилось в период пандемии. В 2020 г. доля тех, кто не вызывал врача при обнаружении симптомов респираторного заболевания, составила 80%, а каждый пятый россиянин самостоятельно назначал себе антибиотики, 14% – иммуномодуляторы26. В ситуации пандемии коронавирусной инфекции распространенность практик самолечения оказала дополнительную и беспрецедентную нагрузку на здравоохранение: большинство госпитализированных пациентов – те, кто вовремя не обратились к врачу и лечились самостоятельно. Своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи таким пациентам на амбулаторном уровне могло бы значительно снизить нагрузку на стационары и число тяжелобольных пациентов, а также количество летальных исходов.
26.  Ясакова Е. Врача не вызывали: как россияне занимаются самолечением COVID-19 // Известия. 2020. URL: https://iz.ru/1089977/ekaterina-iasakova/vracha-ne-vyzyvali-kak-rossiiane-zanimaiutsia-samolecheniem-covid-19 (дата обращения: 19.04.2022).
14 Опасения людей, связанные с вакцинацией от COVID-19, и слабый объем охвата иммунизацией в России (по состоянию на апрель 2022 г., согласно статистическим данным, полностью вакцинирована только половина населения27) также говорят о недоверии населения существующим вакцинам, медработникам и системе здравоохранения в целом. Только чуть более трети россиян сделали прививку, потому что посчитали, что это правильно; каждый пятый – из-за того, что его вынудили28.
27.  Coronavirus (COVID-19) Vaccinations // Our World in Data. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2022).

28.  Коронавирус и вакцинация // ФОМ. 2022. URL: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14715 (дата обращения: 23.04.2022).
15 Позитивные практики конструирования ответственного отношения к здоровью. Сознательное формирование ответственного поведения в отношении здоровья – процесс разнонаправленный: с одной стороны, драйвером развития такой культуры должно стать государство как гарант охраны здоровья населения, с другой стороны, встречные шаги в этом направлении следует делать и самому населению, и бизнесу.
16 Положительный опыт в части вовлечения граждан в практики здорового образа жизни и ответственного отношения к здоровью со стороны государства наиболее успешно реализован в Москве. В столице уже несколько лет функционируют городские оздоровительно-досуговые центры «Московское долголетие», профилактические летние павильоны «Здоровая Москва» и проект бесплатных занятий с профессиональными тренерами на свежем воздухе «Спортивные выходные» (май – октябрь). С начала работы программы «Московское долголетие», ее участниками стали более 410 тыс. москвичей старшего возраста, организовано свыше 1,1 тыс. клубов по интересам, более половины из которых имеют ЗОЖ-направленность29. В 2021 г. свыше 277 тыс. человек обследовались в павильонах «Здоровая Москва»30, более 11 тыс. – посетили тренировки проекта «Спортивные выходные»31.
29.  В столице открыли 13 новых центров московского долголетия // Ведомости. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).

30.  Павильоны «Здоровая Москва» вернутся в парки в мае // Официальный сайт Мэра Москвы. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).

31.  С начала проекта «Спортивные выходные» количество участников увеличилось почти на 60% // ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг». 2021. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2022).
17 Как было сказано ранее, пандемия COVID-19 не привела к существенным изменениям образа жизни населения в части употребления алкоголя, табакокурения и прохождения диспансеризации. Тем не менее, в последнее десятилетие выросла доля россиян, так или иначе занимающихся физической активностью (с 50% до 58%) и ежедневно потребляющих свежие овощи и фрукты (с 30% до 47%)32, что свидетельствует о фрагментарном и медленном, но все же постепенном движении российского общества к ответственному поведению в отношении своего здоровья.
32.  Забота о здоровье // Левада-Центр ⃰. 2022. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2022). Выполняет функции иноагента.
18 Еще один позитивный шаг, предпринятый регулятором уже на федеральном уровне в части содействия увеличению числа граждан, внимательно относящихся к своему здоровью и физической форме, – так называемый «спортивный вычет». С 1 января 2022 г. вступил в силу закон33, согласно которому россияне смогут получать социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за оплату физкультурно-оздоровительных услуг. Возмещение по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги распространяется на стоимость абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий в организациях, включенных Министерством спорта РФ в специальный перечень.34 По состоянию на конец 2021 г., таких спортивных организаций насчитывалось около 4 тыс. по всей стране (из них: 60% – государственные спортивные комплексы, школы и центры; 22% – индивидуальные предприниматели; 18% – общества с ограниченной ответственностью).
33.  Федеральный закон от 05.04.2021 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги».

34.  Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, на 2022 год // Министерство спорта РФ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 02.05.2022).
19

Заключение. Сегодня можно уверенно констатировать: пандемия COVID-19 стала точкой роста для российской системы оказания медицинской помощи. В условиях мобилизации отечественной медицины, разные ее звенья проявили изумительную сплоченность. Несмотря на то что мы весьма достойно прошли все острые фазы пандемии, первыми в мире изобрели вакцину от коронавируса и сейчас, в условиях небывалого ужесточения западных санкций, отрасль продолжает неплохо справляться с новыми вызовами, а ситуация с лекарствами в России, в целом, остается нормальной, в сложный момент россияне продолжают надеяться только на себя. Отечественная система оказания медицинской помощи находится в ситуации хронического недоверия населения. Уровень удовлетворенности медицинской помощью крайне низок. Последние два года отчетливо показали, что люди не верят ни чиновникам от здравоохранения, ни медицинским работникам, ни российским ученым-медикам. Граждане не доверяют российским врачам и считают, что их профессиональный уровень ниже необходимого. Зафиксированные всплески необычайного ажиотажного спроса на антибиотики и противовирусные препараты в разгар пандемии и лихорадочная скупка лекарств, используемых больными с гипотиреозом и эпилепсией, весной 2022 г. показали, что российское общество сомневается в надежности работы государственного механизма лекарственного обеспечения. Дело не столько в удорожании препаратов, сколько в боязни остаться без них

Библиография

1. Белова Н.И. Здоровье в жизненном мире россиян: противоречия и парадоксы // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (150). С. 101–105.

2. Белова Н.И. Здоровье в жизненном мире россиян: теория, практики поддержания, новые тенденции. М.: Ключ-С, 2021.

3. Белова Н.И. Здоровье и практики его сохранения/поддержания // Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х – середина 2010-х гг.): Науч. изд. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЦСПиМ, 2016. С. 113–129.

4. Козырева П.М., Смирнов А.И. Динамика самооценок здоровья россиян: актуальные тренды постсоветского периода // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 70–81.

5. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Газиева И.А. Самооценки состояния здоровья занятых россиян и основные способы лечения // Власть. 2021. Т. 29. № 3. C. 190–200.

6. Шматова С.С. Опыт социологической интерпретации практик здоровьесберегающего поведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 58–60.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести