Об инновационном развитии высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровизации экономики
Об инновационном развитии высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровизации экономики
Аннотация
Код статьи
S020736760019577-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Павлов Константин Викторович 
Должность: профессор, зав. кафедрой
Аффилиация: Полоцкий государственный университет
Адрес: Новополоцк, Беларусь
Асадуллина Наиля
Аффилиация: Российского экономического университета им. Г.В Плеханова (Ташкентский филиал)
Адрес: Российская Федерация, Ташкент
Выпуск
Страницы
30-37
Аннотация

Авторами проведено исследование проблем инновационного развития высшего образования Республики Узбекистан в условиях цифровизации современной экономики. Изучен передовой опыт развития различных аспектов цифровизации общества в странах с развитой рыночной экономикой и на постсоветском пространстве сквозь призму возможностей его использования в узбекском обществе. Определены основные направления решения проблем, возникающих на современном рынке труда в связи с изменениями в системе высшего образования страны в условиях необходимости его цифровизации.

Предлагается разработать стандарты обучения специалистов и создать специализированные учебные центры в сфере электронной коммерции; увеличить государственные расходы на развитие различных элементов инфраструктуры цифровой экономики.

Ключевые слова
высшее образование, инновационное развитие, цифровизация общества, экономика, Республика Узбекистан
Классификатор
Дата публикации
27.04.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
576
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В настоящее время в Республике Узбекистан пытаются реализовать наиболее эффективные механизмы функционирования системы высшего образования в условиях цифровизации экономики, учитывая при этом необходимость эффективной социально-экономической политики государства и подготовки высококвалифицированных кадров для дальнейшего развития национальной экономики. Главной задачей системы образования в республике является совершенствование качества образования в Узбекистане и повышение ее роли в инновационных преобразованиях общества.
2 За годы независимости в Узбекистане система высшего образования претерпела серьезные изменения. Для повышения качества образования была сформирована нормативно-правовая база высшего образования; введена многоуровневая структура высшего образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура), в т.ч. на основе дневной, заочной и вечерней формах обучения; созданы условия для открытия и функционирования зарубежных и негосударственных вузов и т.д.
3 Однако, в Указе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева УП 5847 от 08.10.2019г. 2 отмечается, что в системе высшего образования в подготовке высококвалифицированных кадров еще имеется ряд актуальных проблем, требующих своего решения.
4 В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования утверждена «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г.» 2. Данная концепция выявляет ряд направлений, в частности, поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований. Возросшая доступность высшего образования, безусловно, способствует развитию и активизации человеческих ресурсов страны, подъему экономики регионов, осуществлению прав молодежи на высшее образование.
5 Формирование и развитие цифровой экономики становится основой новых моделей ведения бизнеса, охватывая не только непосредственно информационно-коммуникационную отрасль, но и все сферы хозяйственной жизни страны. Важность протекающих процессов позволила поставить вопрос о формировании и развитии нового типа экономики, где доминирующее значение приобретают объем и качество знаний профессионалов, привлекаемых в инновационные отрасли.
6 В соответствии с принятой стратегией «Цифровой Узбекистан–2030» необходимо ускорение научно-технологического развития страны, в частности, внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности, а также увеличить инвестиции в человеческий капитал и, особенно, в образование, начиная с раннего детства, что в дальнейшем обеспечит положительный эффект для экономики и общества 6. С. 2.
7 В Послании Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева Олий Мажлису от 30.12.2020 г. отмечается, что «…действительно без современных знаний невозможно развитие ни одного региона, ни одной отрасли. Об этом свидетельствует тот факт, что в развитых странах более 50% валового внутреннего продукта создается за счёт «экономики знаний», то есть инноваций и высококвалифицированных кадров» 1. В другом своем выступлении Президент отмечает, что в Узбекистане «в конкурентной борьбе выигрывают те фирмы, страны, регионы мира, которые быстрее и эффективнее других создают и осваивают новые знания, лучше адаптируют предлагаемые продукты и услуги к дифференцированным и динамично развивающимся потребностям человека. Профессиональное образование будет реформировано на основе новых подходов в соответствии с требованиями рынка труда и международными стандартами» 3.
8 Драйвером цифровой экономики является сектор производства товаров и услуг, связанных с цифровыми технологиями как основой образования. Помимо этого, цифровые технологии становятся основой исследования закономерностей функционирования современных социально-экономических систем. В целом можно выделить следующий перечень эффективных мер, направленных на развитие цифровой экономики:
9 – построение научных и социальных сетей;
10 – развитие инфраструктуры как основы для формирования новых моделей ведения бизнеса;
11 – снижение барьеров в отраслях цифровой экономики;
12 – обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков;
13 – повышение уровня владения цифровыми технологиями, обучение и переквалификация специалистов;
14 – развитие цифрового образования;
15 – инвестиции в цифровой сектор экономики 13.
16 Правительством Республики Узбекистан принимаются широкомасштабные меры по развитию цифрового сектора экономики, внедряются системы электронного документооборота, развиваются электронные платежи, а также совершенствуется нормативно-правовая база в сфере электронной коммерции.
17 В целях внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и современных методов преподавания проводятся следующие мероприятия:
18 – организация дистанционных образовательных программ на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
19 – создание дополнительных условий для обеспечения прочной интеграции, современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, «blended learning», «flipped classroom»;
20 – внедрение в практику платформы «E-MINBAR» с возможностью онлайн-лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование «облачных технологий»;
21 – организация системы подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров для цифровой экономики 12. С. 1.
22 Цифровая экономика интенсивно развивается, что приводит к необходимости создания более новых информационно-технологических платформ. Отметим также, что к настоящему моменту уже разработан реестр идей цифровых продуктов по ключевым бизнес-задачам 8. С. 128.
23 Создание виртуальных университетов и условий для самостоятельной трансформации существующих университетов в электронные, виртуальные и сетевые университеты является важным направлением инновационного развития.
24 Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание», в Республике Узбекистан заняты только 17%, это в 1,5 раза меньше, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии, в 2,0 раза ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза ниже, чем в Великобритании 11. С. 132. Таким образом, образование является важнейшей и наиболее приоритетной функцией государства, ведущим фактором экономического роста – каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 – 1,9 единиц произведенного ВВП.
25 Многие экономически развитые и развивающиеся страны, разрабатывая концепции устойчивого развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии ЕС на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но и очень высокую рентабельность.
26 В связи с развитием цифровой экономики, масштабная цифровизация ожидается в строительстве, энергетике, сельском и водном хозяйстве, транспорте, геологии, здравоохранении, образовании, кадастровом и архивном деле [9]. Министерству высшего и среднего специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования, Высшей аттестационной комиссии и руководителям высших образовательных учреждений необходимо принять меры по своевременному и качественному созданию ведомственных информационных систем и их интеграции с аппаратно-программным комплексом.
27 Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими ведомствами разработан проект программы «Цифровой Узбекистан–2030» [5. С. 214]. В эту программу включено:
28 – цифровая трансформация государственных услуг и развитие информационной экосистемы;
29 – развитие человеческого капитала и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере информационных технологий;
30 – повышение потенциала отечественного рынка IT-технологий;
31 – обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций;
32 – формирование единой базы отечественных информационных систем и программных продуктов, соответствующих установленным функциональным требованиям;
33 – переход на использование в государственных органах и организациях в установленном порядке информационных систем и программных продуктов с определением единого реестра основных функциональных требований к данным продуктам;
34 – создание благоприятных условий для дальнейшего развития разработки отечественных информационных технологий и программных продуктов;
35 – организация в высших образовательных учреждениях, обладающих потенциалом, лабораториями по разработке информационных технологий и программных продуктов, в том числе с привлечением международно признанных передовых IT-компаний [10].
36 Главная задача университетов Узбекистана – подготовить высококвалифицированные кадры, способные конкурировать со специалистами других стран в соответствующих областях.
37 Особые свойства цифровой информации обусловили появление целого научного направления «digital economics», включающего математические методы и модели, используемые в т.ч. в логистике, геопозиционировании, предоставлении банковских услуг, обеспечении информационной безопасности и т. д.
38 Вполне естественно, что тенденции и закономерности развития мировой экономики делают цифровизацию объектом особенного внимания, как среди специалистов-практиков, так и в научном сообществе. Об этом свидетельствует большое количество исследований зарубежных авторов, предметом которых выступают различные аспекты внедрения и реализации программ цифровой экономики, ее последствия и распространение результатов. К сожалению, исследования отечественных специалистов в данной сфере в основном были направлены на изучение опыта других стран, а также его адаптацию к реалиям отечественного рынка.
39 В обозримом будущем, с учетом развития и внедрения цифровой экономики в нашей стране будут активно осваиваться новые направления информационно-коммуникационных технологий, таких как «Big Data» («Большие данные»), «облачные» вычисления, робототехника и искусственный интеллект [15. С. 126]. Цифровизация национальной экономики увеличит эффективность труда и повысит конкурентоспособность нашей страны на мировых рынках.
40 * * *
41 Президент Ш. М. Мирзиёев в своем последнем Послании парламенту Узбекистана подчеркнул, что в короткие сроки нам необходимо обучить 1 млн человек квалифицированных специалистов по программному обеспечению [1]. Необходимо успешно перейти к современной цифровой экономике и снабдить такие области, как электронная коммерция, соответствующими специалистами.
42 Среди приоритетных направлений в области развития электронной коммерции целесообразно, на наш взгляд [4. С. 116], выделить следующее: разработать стандарты обучения специалистов и предложения по координации их подготовки в сфере электронной коммерции в различных отраслях экономики; создать специализированные учебные центры в сфере электронной коммерции; обеспечить связь обучения с производством через структуры, вовлеченные в процесс электронной коммерции; улучшить систему планирования и прогнозирования необходимого количества специалистов и оценки подготовки их качества с учетом глобальных, региональных и национальных тенденций в совокупной структуре спроса и предложения.
43 В последнее время на рынке труда можно столкнуться с ситуацией, когда одновременно наблюдается и безработица, и нехватка высококвалифицированных кадров [7. С. 53]. Поэтому вполне актуальна задача определения специфических компетенций в контексте разработки и реализации новых образовательных и профессиональных стандартов, которые учитывают вызовы и тренды развития цифровой экономики.
44 Модель электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета показала свою жизнеспособность и даёт возможность осуществлять прогнозирование развития процессов интеграции научно-образовательных информационных ресурсов. Дальнейшее развитие моделирования ЭИОС планируется по следующим направлениям:
45 – увеличение возможностей блока взаимодействия между преподавателем и обучающимся;
46 – расширение «личного пространства» субъектов образовательного процесса;
47 – дальнейшая синхронизация и интеграция используемых технологических решений [14. С. 48].
48 Создание информационно-образовательной среды университетов является необходимым условием решения задач подготовки кадров для цифровой экономики. Однако ключевой акцент нужно делать на разработке и реализации новых образовательных программ и новых форматов учебных материалов, ориентированных на рынки будущего в рамках Национальной технологической инициативы. Тем более, что в некоторых высших учебных заведениях Узбекистана есть опыт реализации образовательных и исследовательских проектов по международным стандартам.
49 Особое внимание в высших учебных заведениях уделяется выработке современных компетенций при подготовке кадров для управления народным хозяйством. Ускоренное развитие предприятий техническо-экономической сферы требует решения кадровых вопросов с привлечением специалистов, обладающих не только традиционными экономическими знаниями, но и современными компетенциями в области информационных технологий и компьютерных систем. В заключении необходимо подчеркнуть, что и в эпоху цифровизации главным ресурсом остаются люди, их культура и ценности. Высшим учебным заведениям предстоит ещё много работать для того, чтобы их выпускники умели успешно справляться с экономическими и финансовыми трудностями и задачами, которые возникают в эпоху становления цифровой экономики.

Библиография

1. Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 30.12.2020г https://review.uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu

2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 08.10.2019 г. //www.lex.uz/ru/docs/4545887

3. О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.04.2020 г. № ПП-4699.

4. Повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационного развития и модернизации: системный подход / Монография под научной ред. К.В. Павлова // Новополоцк: Полоцкий госуниверситет. 2020. 288с.

5. Экономика на постсоветском пространстве в условиях новых патологических вызовов и процессов цифровизации: монография / Монография под научной ред. К.В. Павлова // Ижевск: Шелест. 2021. 644с.

6. Абдурахманов К.Х. «Цифровой Узбекистан – 2030» выведет из отстающих // Газета «Народное слово». №74 (7545). 10 апреля 2020 г.

7. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации / Монография // Москва: Издательство Юрайт. 2019. 147 с. (Серия: Актуальные монографии). ISBN 978-5-534-11335-8. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/book/sostavlyayuschie-cifrovoy-transformacii-445006

8. Горелов Н.А. Развитие информационного общества: цифровая экономика / Учеб. пособие для вузов. Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева // Москва: Издательство Юрайт. 2019. 241 с. (Серия: Университеты России). ISBN 978-5-534-10039-6. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://biblio-online.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156.

9. Координационный Совет по ИКТ Узбекистана. Режим доступа: infoCOM.UZ/2020/05/12/monitoring

10. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития. Режим доступа: http://investin.com/About/Economy.

11. Ермакова Ж.А. Подготовка кадров для цифровой экономики в Оренбургском государственном университете // Высшее образование в России. 2019. Т.28. №7. С.129–138. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-129-138

12. Боровикова А. Цифровизация – драйвер национального экономического развития // Правда Востока. 16 июня 2020 г.

13. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития. Режим доступа http://investin.com/About/Economy

14. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 48-49. Режим доступа: https://sziu.ranepa.ru/.

15. Павлов К.В. Патоинституциональная концепция развития российской экономики / К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина. Опыт и перспективы управления деятельностью хозяйствующих субъектов и публичных образований: материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. 15 сентября 2021 г. / ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА / Под научной ред. К.В. Павлова, Д.В. Кондратьева // Ижевск: Шелест. 2021. 311с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести