The 14th Five-year plan and the development of education in China
Table of contents
Share
QR
Metrics
The 14th Five-year plan and the development of education in China
Annotation
PII
S032150750020166-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Shaodong Shi 
Occupation: Post-graduate student
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation
Maria A. Guleva
Occupation: Associate Professor, Department of Media Linguistics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
5-12
Abstract

Over the past two years, the world economy has been severely affected by the COVID-19 pandemic, the processes of globalization and regional international economic integration have faced new challenges, trade protectionism has intensified, international labor migration and international technology exchange have slowed down. Under such conditions, it is difficult to maintain China's former economic model based on imitation of innovation, cheap and mass labor of average qualification, and orientation towards export of products. China's response to the current trends and problems of economic development is the implementation of the "14th Five-Year Plan" (2021-2025), as well as the longer-term perspective of the PRC’s Vision 2035.

This period is a preparatory stage in China's realization of its long-term goal of achieving the income level of developed countries and becoming a developed and sustainable economy by 2035. Education is undoubtedly the most important factor in human capital development, increasing national prosperity, and a source of long-term economic growth. Over the past 20 years, China has caught up on key education indicators with many middle-income and high-income countries. Based on the results of the 14th Plan, we predict that by 2025 China will be able to meet its educational targets and come close to achieving the long-term goals of 2035.

Despite the success in some quantitative indicators, the Chinese government should pay attention to the objective problems of current national educational system, in particular its overall basic quality level which is lower than the average one of OECD countries, some hidden inequities such as the more than five-fold gap in financial investment in education between regions and the level of education which is 15 years behind that of the developed countries.

Keywords
China, 14th Five-Year Plan, human capital, education
Received
21.01.2022
Date of publication
17.05.2022
Number of purchasers
11
Views
1186
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В марте 2021 г. Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) был принят «14-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и план долгосрочных целей на 2035 год» (далее - «14-я пятилетка») [1]. Документ охватывает все три основных столпа устойчивого развития - экономику, общество и экологию. В основе нового плана лежит преемственность в сочетании с инновациями и стремлением к созданию полноценного социалистического современного государства.
3 РЕАЛИЗАЦИЯ 14-го ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
4 Цели 14-й пятилетки разделены на 5 направлений: экономическое развитие, инновации, национальное благосостояние, «зеленое» развитие, продовольственная и энергетическая безопасность. Всего имеется 20 количественных целей, 7 из которых связаны с обеспечением средств к существованию и благополучием населения, доля подобных задач выше, чем в предыдущих пятилетних планах [2].
5 Иными словами, в 14-й пятилетке больше не делается упор на экономический рост или структурную перестройку национальной экономики, а на устойчивости экономического роста и улучшении качества жизни населения, а также повышение уровня человеческого капитала и предоставление населению бόльших возможностей для развития.
6 В частности, внимание уделено повышению качества и средней продолжительности образования. Признание ключевой роли образования как показателя человеческого капитала может способствовать улучшению состояния экономики и стать определяющим фактором экономического благополучия [3].
7 Развитие образовательной сферы в рамках 14-й пятилетки включает в себя реализацию следующих; целей:
8
  • увеличение среднего числа лет обучения трудоспособного населения, а также средней продолжительности обучения до 11,3 лет1;
1. К населению трудоспособного возраста относятся жители в возрасте от 16 до 59 лет.
9
  • содействие гармонизации обязательного образования2;
2. Под гармонизацией подразумевается уменьшение дисбалансов в развитии обязательного образования между регионами, городской и сельской местностью, а также между различными школами.
10
  • рост популяризации среднего школьного образования II ступени, диверсифицированное развитие старших средних школ и повышение общего коэффициента охвата средним образованием II ступени до значения не менее 92%3;
3. Средние школы II ступени должны будут развивать индивидуальный подход к учащимся и создавать различные направления обучения.
11
  • увеличение общего показателя охвата дошкольным образованием до более чем 90%;
12
  • развитие специального образования4;
4. К специальному образованию относится сфера обучения для людей с физическими и умственными особенностями развития, например, образование для слепых, слабослышащих, детей с проблемами умственного развития и др.
13
  • обеспечение роста общего коэффициента охвата высшим образованием до уровня 60%;
14
  • поддержка развития исследовательских центров и др.
15 Большинство поддающихся количественной оценке задач 14-й пятилетки были улучшены по сравнению с целевыми ориентирами 13-й пятилетки. Показатели охвата дошкольным образованием, общим средним II ступени и высшим образованием были увеличены с 85%, 90% и 50% до 90%, 92% и 60%, соответственно. Таким образом, наибольший прирост (10%) относится к показателю зачисления в ВУЗы. Хотя в 14-й пятилетке не указывается целевой ориентир по уровню завершения обязательного обучения, но упоминается следующая цель - «закрепить достижения, достигнутые в обязательном образовании и контролировать число бросивших школу детей» [1]. Таким образом, целевые показатели по завершению обязательного 9-летнего обучения остаются на уровне не ниже 95%.
16 Положения 15-го пятилетнего плана (2026-2030 гг.) будут, вероятно, иметь общие тезисы с документом ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», а в 16-й пятилетки предполагается реализовать цели, утвержденные в плане «Модернизация образования в Китае до 2035 года». Таким образом, 14-я пятилетка - это связующее звено между прошлыми достижениями и будущими планами развития отрасли.
17 КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2000-2020 гг.
18 В наше время ценность образования в научном и общественном дискурсе определяется применительно к человеческому капиталу и тесно связана с социально-экономическим развитием.
19

Американский  экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1979 г. Теодор Шульц ( 1902-1998) впервые предложил концепцию человеческого капитала в 1961 г. и утверждал, что «человеческий капитал включает не только количественное измерение рабочей силы, но и ряд атрибутов, таких как знания, способности и технологии, которыми обладает рабочая сила» [4]. Предложенное ОЭСР в 2020 г. определение человеческого капитала гласит: «Человеческий капитал представляет собой знания, навыки, компетенции и качества, воплощенные в людях, способствующие созданию личного, социального и экономического благополучия» [5]. Образование является наиболее важным способом формирования и развития человеческого капитала5.

5. В современных исследованиях много внимания уделяется т.н. «неявным знаниям», т.е. тем, которые нельзя измерить количественно, В нашем исследовании акцент сделан на формальном образовании (т.е. получаемом в учебных заведениях по результатам пройденных образовательных программ) (прим. авт.).
20 Образовательный человеческий капитал оказывает значительное влияние на экономическое развитие и вносит существенный вклад в быстрые темпы роста экономики Китая, улучшение уровня благосостояния населения и сокращение регионального неравенства доходов [6; 7; 8]. Исследование китайского образования в XXI в. имеет важное значение для определения того, сможет ли Китай успешно реализовать 14-й пятилетний план и достичь долгосрочных целей на 2035 г.
21 За последние 20 лет КНР достигла большого прогресса в развитии образования. Благодаря реализации «Закона КНР об обязательном образовании» (1986), в начале 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) коэффициент охвата начальным образованием в Китае достиг 100%, а средним образованием I ступени - свыше 85% [9]6. Что касается средней школы II ступени, дошкольного и высшего образования, показатели составили около 40%, 35% и 12,5%, соответственно, что можно соотнести только со странами со средним уровнем дохода. После того как в 1999 г. Министерство образования КНР опубликовало «План действий по развитию образования в XXI веке», число зачисленных в университеты за 2000-2005 гг. удвоилось.
6. «Закон КНР об обязательном образовании» гласит, что опекуны должны обеспечить получение несовершеннолетними 9 лет обязательного образования, включая 6 лет начальной и 3 года неполной средней школы.
22

23 График 1. Динамика показателей охвата всеми уровнями образования в КНР, 2000-2020 гг.
24 Graph 1. Dynamics of enrollment rates at all levels of education in the PRC, 2000-2020.
25 Составлено по: [11].
26 В течение указанного периода коэффициент охвата средним образованием, особенно для групп с низким доходом, быстро увеличивался, что привело к значительным изменениям в охвате средней школой II ступени в течение 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) [10]. Показатель по старшей средней школе вырос с 60% в 2006 г. до 83% в 2010 г. - рост на 2/5 за 5 лет. В то же время коэффициент охвата дошкольным образованием вырос на 1/3, достигнув 56% в 2010 г., и сохранил рост в течение 12-й пятилетки (2011-2015 гг.), достигнув 75%. За 12-ю пятилетку доля обучающихся в средней школе I ступени в Китае стабилизировалась на уровне около 100%, а охват высшим образованием продолжал расти, увеличившись на 2/5 за 5 лет (см. граф. 1).
27 С точки зрения модернизации образования, процесс развития отрасли в Китае носит поэтапный характер. В течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) общий коэффициент охвата дошкольным образованием увеличился с 77% до 85%, 9-летним обязательным образованием (начальная и средняя школа I ступени) - с 93% до 95%, а показатель по средней школой II ступени вырос с 88% до 91%. Доля обучающихся в ВУЗах увеличилась с 43% до 54% - таким образом, высшее образование в Китае перешло в стадию «всеобщего образования» (т.е. более 50%).
28 В начале ХХI в. охват всеми ступенями образования был ниже, чем в странах со средним уровнем дохода. Показатель по среднему образованию составлял около 60%, что было эквивалентно среднемировому уровню, но ниже стран с доходом выше среднего (70%), аналогичная ситуация наблюдалась в дошкольном образовании. Доля получающих высшее образование составляла лишь половину от данных по странам со средним уровнем дохода. После 20 лет стремительного роста в образовательной сфере Китая к концу 13-й пятилетки значения данных показателей для почти всех ступеней образования приблизились, либо превысили, средние значения стран с уровнем дохода выше среднего.
29 Китай - страна с большими демографическими ресурсами и, следовательно, с самой большой в мире численностью граждан, получивших высшее образование. На всех этапах академического образования насчитывается 290 млн обучающихся, на каждом курсе обучаются более десятка миллионов студентов. Даже при уровне зачисления в 1%, более 100 000 китайских студентов имеют возможность перейти на следующую образовательную ступень.
30 «Отчет о человеческом капитале Китая за 2020 год» (中国人力资本报告 2020) был составлен Исследовательским центром человеческого капитала и экономики труда Центрального финансово-экономического университета Китая (Пекин). В нем была рассчитана средняя продолжительность обучения на основе данных переписи населения за 1985-2018 гг. В 2000-2018 гг. средняя продолжительность обучения трудоспособного населения Китая увеличилась на 2 года, при среднегодовом темпе прироста 0,11 года. Доля населения, получившего высшее образование, увеличилась на 15%, и по итогам 2020 г. более 1/5 китайского населения трудоспособного возраста получило высшее образование (см. граф. 2).
31

32 График 2. Динамика средней продолжительности образования трудоспособного населения Китая и доли населения с высшим образованием. Составлено по: [5].
33 Graph 2: Dynamics of the average duration of education of China's working-age population and the share of the population with higher education
34 В 14-й пятилетке наибольший рост показателя зачисления наблюдается в высшем образовании. К завершению периода 2015-2025 гг. требуется, чтобы уровень охвата высшим образованием увеличился на 20%, что эквивалентно среднегодовому росту на 2%.
35 Энтузиазм населения в отношении высшего образования намного превзошел ожидания. Фактически доля получающих высшее образование за 10 лет (2010-2020 гг.) увеличилась вдвое, достигнув 54%, что эквивалентно ежегодному росту на 2,8%. Численность учащихся магистратуры и аспирантов увеличивается в той же пропорции (в 2010 г. - 1,5 млн, в 2020 г. - 3,1 млн). Кроме того, в данной укрупненной группе (магистратура, аспирантура, докторантура и дальнейшая научно-исследовательская деятельность) доля слушателей значительно увеличилась с 8% до 15%.
36 Характерной чертой китайского образования в 14-м пятилетнем плане называется «высокое качество». Исследование проф. Ханушека из Стэнфордского университета показало, что качество образования больше связано с экономическим ростом страны, чем с количественными показателями образования [12].
37 Китай на основе выборки нескольких административных районов в 2009, 2012, 2015 и 2018 гг. участвовал в Международной оценке учащихся - Programme for International Student Assessment (PISA), организованной ОЭСР для оценки грамотности школьников по чтению, математике и естественным наукам, а также смогут ли 15-летние учащиеся овладеть знаниями и навыками, необходимыми им для социальной жизни после получения обязательного базового образования [13].
38 В 2009 г. Шанхай впервые участвовал в тестировании PISA и занял 1-е место среди выборки городов из 75 стран с результатом 600 из 625 возможных баллов. В оценке PISA-2018 Китай был представлен выборкой из 4 регионов - Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, снова заняв 1-е место с результатом 579, что намного выше среднего показателя - 487 баллов - в странах ОЭСР.
39 Всемирный банк объединил международные проекты тестирования (TIMSS, PIRLS, PISA) и опубликовал новый усредненный показатель оценки качества образования в Проекте развития человеческого капитала (Human Capital Project 2018) [14]7. Китай, как и Сингапур, Финляндия, Южная Корея и Япония, сохранил свое присутствие в десятке лидеров по качеству образования
7. TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - исследование качества чтения и понимания текста.
40 Таким образом, в соответствии с данными международных и региональных тестирований провинций Китая с самыми высокими и самыми низкими показателями образования, была создана модель, по результатам анализа которой была выявлена сильная корреляция между успеваемостью и ВВП на душу в КНР [15].
41 Анализируя ситуацию в китайском образовании за последние 20 лет, можно заметить, что в развитии отрасли достигнуты несомненные успехи, были реализованы почти все ключевые задачи, в т.ч. превышены целевые показатели дошкольного и высшего образования.
42 14-Я ПЯТИЛЕТКА - ПЛАН ИЛИ ЛОЗУНГ?
43 Долгосрочная цель Китая - реализация к 2035 г. сбалансированного устойчивого социально-экономического развития, когда общий объем национальной экономики удвоится по отношению к 2020 г. Для этого потребуется обеспечение среднегодового роста ВВП на уровне 4,7% в последующие 15 лет. Другие стратегические цели включают, в частности достижение роста производительности труда, что, в свою очередь, требует постоянного наращивания образовательного человеческого капитала.
44 Хотя в новом плане не обозначен индикативный темп роста ВВП, 14-я пятилетка, согласно прогнозам китайских ученых С.Сичжэ и Ч.Янбин, является периодом экономического перехода, и темпы роста ВВП на душу населения будут снижены до уровня 5,1% [16].
45 Исходя из этого, мы рассчитываем темпы роста производительности труда, устанавливая общую цель экономического роста, а затем рассчитываем нужный уровень образовательного человеческого капитала. В 2010-2019 гг. производительность труда в Китае выросла с $15700 (в постоянных международных долларах 2017 г. по ППС) до $29400, при этом среднегодовые темпы роста составили 7,21%. Темп роста средней продолжительности обучения в этот период составляет 1,14%, следовательно, эластичность производительности труда к продолжительности обучения составит 6,3%.
46 Иными словами, если средняя продолжительность обучения увеличится на 1%, то производительность труда увеличится на 6,3%. Если предположить, что к 2025 г. эластичность производительности труда в Китае останется на уровне 6,3%, рост производительности труда и темпы экономического роста составят 5,1%, а общая численность занятого населения также не изменится, производительность труда в 2025 г. достигнет $38445.
47 Согласно указанному целевому значению, средняя продолжительность обучения трудоспособного населения Китая должна достигнуть 11,28 лет. Это соответствует целям 14-й пятилетки, в которой отмечается, что обозначенные в плане потребности в повышении уровня человеческого капитала соответствуют требованиям экономического развития.
48 При помощи прикладного статистического пакета STATA мы построили модель временных рядов, основанную на значениях показателей образования за последние 20 лет, и попытались спрогнозировать прогресс завершения каждого главного показателя образования в течение периода 14-й пятилетки. Результаты показывают, что к 2025 г. численность зачисленных в детский сад, среднюю школу или ВУЗ может, в основном, соответствовать требованиям 14-й пятилетки. Кроме того, есть высокая вероятность того, что соответствующие показатели будут превышены для ступени высшего образования (см. табл. 1).
49 Таблица 1. Прогноз показателей образования на 14-ю пятилетку Китая
50 Table 1. Forecast of education indicators for China's 14th Five-Year Plan
51
Год / Показатель 2021 2022 2023 2024 2025 Цели 14-й пятилетки
Общий коэффициент охвата дошкольным образованием (%) 86.7 87.9 88.8 89.4 89.9 90
Общий коэффициент охвата старшей средней школой (%) 91.5 92.2 92.8 93.4 94.0 92
Общий коэффициент охвата высшим образованием (%) 56.5 58.7 60.5 61.9 62.9 60
Средняя продолжительность обучения (гг.) 10.74 10.87 11.00 11.13 11.26 11.30
52 Рассчитано по: [4; 5].
53 Для разработки модели прогнозирования временных рядов нами были использованы данные о средней продолжительности обучения, представленные в «Отчете о человеческом капитале Китая за 2020 г.» и экстраполированы данные на 2025 г.
54 Согласно выполненным расчетам, в 2025 г. средняя продолжительность образования населения трудоспособного возраста в Китае достигнет 11,26 лет, что приблизительно равно целевому значению 14-й пятилетки - 11,3. С учетом того, что в «Отчете о человеческом капитале Китая за 2020 г.» данный показатель примерно на 0,2 года ниже планового значения, к 2025 г. средняя продолжительность обучения трудоспособного населения фактически составит 11,5 лет. Таким образом будет успешно достигнута цель развития человеческого капитала в период 14-й пятилетки.
55 В 2020 г. ВВП на душу населения Китая достиг $10500 (в текущих ценах). При сохранении среднегодовых темпов роста в 5,1% в течение 14-й пятилетки, Китай войдет в число стран с высоким уровнем доходов примерно к 2025 г. По ряду макроэкономических показателей КНР может оказаться на уровне стран с высоким уровнем дохода, но уровень развития образования в Китае все еще далек от средних показателей указанных стран. По данным ВБ, коэффициент зачисления в средние школы в странах с высоким уровнем дохода составляет 100%, в то время в КНР он достигает 90%, однако темпы роста замедлены. По этой причине для достижения планки в 100%, даже при нынешних темпах или при их не значительном снижении, потребуется 10-15 лет.
56 Уровень охвата высшим образованием в странах с высоким уровнем дохода достиг 80%, в т.ч. в США и России он превысил 85%. При нынешних темпах догоняющего развития образовательной сферы, Китаю потребуется 13 лет, чтобы по данному показателю достичь уровень стран с высоким доходом, а также 15 лет, чтобы догнать Россию и США.
57 По методике расчета Центра Витгенштейна (Wittgenstein Centre, WIC) в 2020 г. средняя продолжительность обучения населения трудоспособного возраста в странах с высоким уровнем доходов составила 12,54 года, по ранее построенной нами модели временных рядов Китай достигнет указанной планки в 2034 г. [17]8. Таким образом, цели КНР в области образования все еще имеют временной лаг в 15 лет относительно текущего среднего показателя стран с высоким уровнем доходов. При этом реализация плана Китая по достижению уровня умеренно развитых стран к 2035 г. является вполне достижимой.
8. База данных WIC используется ОЭСР для измерения человеческого капитала и считается более точной, чем данные ВБ, в частности, т.к. содержит наиболее актуальные данные (прим. авт.).
58 Однако когда дело доходит до «высокого качества обучения», участие в международных образовательных тестированиях не только выявило относительный уровень качества китайского образования, но и обозначило проблему неравенства возможностей в обучении, поскольку в разные годы в исследовательскую выборку были отобраны разные провинции страны. Это также видно по образовательным расходам учащихся.
59 Например, в 2015 г. государственные финансовые вложения в расчете на одного учащегося в провинции Гуандун составили всего 12500 юаней, что соответствует лишь 30% от аналогичного показателя в Шанхае. Соотношение наибольших к наименьшим затратам в различных провинциях страны в 2015 г. составляло 6,6. То есть, когда студент в Пекине мог получить государственные средства в размере 5100 юаней, студент из провинции Хэнань может рассчитывать только на 7700 юаней. Хотя это соотношение сократилось с 17 до 8 за период 2005-2010 гг., и до 6,6 в 2015 г. и 5,8 - в 2020 г., разрыв в объемах инвестирования в образование в китайских провинциях все еще остается существенным.
60 По нашим расчетам, без более решительных реформ данное соотношение к 2025 г. составит 5,2, а региональное неравенство сохранит свое влияние на образовательные процессы внутри страны. Таким образом, Китаю предстоит пройти еще долгий путь для обеспечения справедливого и равномерного охвата качественным образованием и предоставления равных возможностей для обучения на протяжении всей жизни.
61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62 Экономические инициативы КНР по развитию образования вполне реальны. Коммунистическая партия и правительство Китая неоднократно формулировали подробные пятилетние планы и создавали эффективные организационно-управленческие механизмы для их реализации. За последние 10 лет образование в КНР по ряду показателей догнало страны с доходом выше среднего, в то время как большинство развивающихся стран все еще не могут достичь поставленных целей.
63 Утвержденные в 14-й пятилетке образовательные задачи и долгосрочные цели на 2035 г/ не только соответствуют реальной траектории и динамике развития сферы образования, но и объективным потребностям социально-экономического развития Китая. Даже в контексте пандемии COVID-19, негативно повлиявшей на жизнь людей во всем мире, сильные организационно-управленческие способности Китая в сочетании с передовыми информационными технологиями могут гарантировать, что сфера образования не только не пострадает, но и, наоборот, адаптируется и продолжит свое качественное развитие. Нет сомнений в том, что Китай сможет достичь поставленные образовательные цели за период 14-го пятилетнего плана.
64 На наш взгляд, к концу 14-й пятилетки Китаю удастся войти в число стран с высоким уровнем дохода, а в последующие 15 лет КНР достигнет текущих образовательных результатов этих стран. Однако необходимо четко осознавать, что нивелирование данного разрыва все еще является трудной и долгосрочной задачей, требующей значительных инвестиций, новых управленческих и технологических ресурсов, отвечающие вызовам пандемии и цифровизации образовательного процесса. За последние 5 лет расходы на образование в Китае составили, в среднем, 4,2% ВВП, в то время как в странах с высоким уровнем дохода этот показатель составляет 4,9% [18]. Принимая во внимание, что развитые страны также активно развивают образовательную сферу, в условиях замедления темпов экономического роста в среднесрочной перспективе Китай должен увеличить государственные финансовые вложения в образование до 5% ВВП.
65 Наконец, хотим подчеркнуть, что не рекомендуется обращать внимание только на количественные цели 14-й пятилетки, поскольку «высокое качество» не может быть определено лишь несколькими количественными данными. «Высокое качество» образования должно быть всесторонним, т.к. оно является единственным способом обеспечить долгосрочный экономический рост в образовании [19]. С одной стороны, Китай должен более широко участвовать в оценке качества международного образования, позволить учащимся из бόльшего числа провинций и административных районов принимать участие в международных тестированиях, и попытаться включить больше «скрытых» показателей в мониторинг сферы образования, чтобы сократить разрыв в качестве образования. С другой стороны, будучи страной с населением почти 1.5 млрд человек, Китай должен решить проблему стремительно стареющего населения, а также нехватки и удорожания новой рабочей силы.
66 Китайскому правительству предстоит уделить особое внимание работе по сокращению разрыва в образовании, оптимизации образовательной структуры и расширению инновационных возможностей для обеспечения высококачественным обучением всех слоев населения. В противном случае, цели четырнадцатой пятилетки могут быть выполнены только номинально.

References

1. 《中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要(草案)》. (Outline of the 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and the Vision for 2035) (In Chin.). https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghwb/202103/t20210323_1270124.html?code=&state=123 (accessed 21.01.2022)

2. Asian Development Bank (2021). The 14th Five-Year Plan of the People’s Republic of China-Fostering High-Quality Development. https://www.adb.org/publications/14th-five-year-plan-high-quality-development-prc (accessed 21.01.2022)

3. Barro R.J. Education and economic growth. 2001. The contribution of human and social capital to sustained economic growth and well-being/ Pp. 13-41.

4. Schultz T.W. Investment in human capital. The American economic review. 1961. № 1, pp. 1-17.

5. OECD. "Human Capital", in How's Life? 2020: Measuring Well-being. https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-s-life-2020_bd51f603-en (accessed 19.01.2022)

6. Fleisher B.M., Chen J. The coast-noncoast income gap, productivity, and regional economic policy in China. Journal of comparative economics. 1997, № 2, pp. 220-236.

7. Démurger S. Infrastructure development and economic growth: an explanation for regional disparities in China? Journal of Comparative economics. 2001, Vol. 29, № 1, pp. 95-117.

8. Fleisher B., Li H., Zhao M.Q. Human capital, economic growth, and regional inequality in China. Journal of development economics. 2010, № 2, pp. 215-231.

9. 中华人民共和国义务教育法. (Compulsory Education Law of the People's Republic of China) (In Chin.) http://www.gov.cn/flfg/2006-06/30/content_323302.htm (accessed 07.01.2022)

10. Han W.L., Liu L. Long-term changes in the rate of return to education in China (1991-2016) - A quantile regression study based on income differences [J]. Journal of Wuhan University of Science and Technology: Social Science Edition. 2019, № 3, pp. 282-293. (In Chin.)

11. 教育事业发展统计公报. (Statistical Bulletin on the development of National Education in 2020) (In Chin.). http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (accessed 16.12.2021)

12. Hanushek E.A., Woessmann L. Education and economic growth. Economics of education. 2010, pp. 60-67.

13. OECD. Programme for international Student Assessment. https://www.oecd.org/pisa/ (accessed 03.12.2021)

14. World Bank. Harmonized learning outcomes: transforming learning assessment data into national education policy reforms. https://blogs.worldbank.org/opendata/harmonized-learning-outcomes-transforming-learning-assessment-data-national-education#comments (accessed 19.01.2022)

15. Patrinos H.A., Angrist N. World Bank Policy Research Working Paper. Global Dataset on Education Quality: A Review and Update (2000-2017). 2018, № 8592.

16. Liu X.Z., Chen Y.B. 2020. The Calculation of China's Potential Economic Growth During the "14th Five-Year Plan" Period--Also on Leaping over the "Middle Income Trap" [J]. Reform, pp. 17. (In Chin.)

17. Wittgenstein Centre Human Capital Data Explorer. http://dataexplorer.wittgensteincentre.org/wcde-v2/ (accessed: 20.01.2022)

18. World Bank Open Data. https://data.worldbank.org/ (accessed 19.01.2022)

19. Hanushek E. Quality Education and Economic Development. 2020. Anticipating and Preparing for Emerging Skills and Jobs. Springer, Singapore, 2020, pp. 25-32.

Comments

No posts found

Write a review
Translate