14-я «пятилетка» и развитие образования в КНР
14-я «пятилетка» и развитие образования в КНР
Аннотация
Код статьи
S032150750020166-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ши Шаодун  
Должность: аспирант
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Гулева Мария Александровна
Должность: доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-12
Аннотация

, процессы глобализации и региональной международной экономической интеграции столкнулись с новыми вызовами, усилился торговый протекционизм, замедлилась международная трудовая миграция и международный обмен технологиями. В подобных условиях трудно сохранять прежнюю экономическую модель Китая, основанную на имитации инноваций, дешевой и массовой рабочей силе средней квалификации, ориентации на экспорт своей продукции.

то же время, несмотря на успехи в определенных количественных показателях, властям Китая не следует игнорировать имеющиеся в образовании объективные проблемы, сосредоточиться на всестороннем повышении уровня его качества, увеличении государственных вложений и предоставлении равного доступа к образованию всем слоям населения вне зависимости от региона проживания. Образование сможет стать неотъемлемым фактором обеспечения долгосрочного экономического роста страны.

Ключевые слова
КНР, 14-й пятилетний план, человеческий капитал, образование
Классификатор
Получено
21.01.2022
Дата публикации
17.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
1185
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В марте 2021 г. Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) был принят «14-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и план долгосрочных целей на 2035 год» (далее - «14-я пятилетка») [1]. Документ охватывает все три основных столпа устойчивого развития - экономику, общество и экологию. В основе нового плана лежит преемственность в сочетании с инновациями и стремлением к созданию полноценного социалистического современного государства.
3 РЕАЛИЗАЦИЯ 14-го ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
4 Цели 14-й пятилетки разделены на 5 направлений: экономическое развитие, инновации, национальное благосостояние, «зеленое» развитие, продовольственная и энергетическая безопасность. Всего имеется 20 количественных целей, 7 из которых связаны с обеспечением средств к существованию и благополучием населения, доля подобных задач выше, чем в предыдущих пятилетних планах [2].
5 Иными словами, в 14-й пятилетке больше не делается упор на экономический рост или структурную перестройку национальной экономики, а на устойчивости экономического роста и улучшении качества жизни населения, а также повышение уровня человеческого капитала и предоставление населению бόльших возможностей для развития.
6 В частности, внимание уделено повышению качества и средней продолжительности образования. Признание ключевой роли образования как показателя человеческого капитала может способствовать улучшению состояния экономики и стать определяющим фактором экономического благополучия [3].
7 Развитие образовательной сферы в рамках 14-й пятилетки включает в себя реализацию следующих; целей:
8
  • увеличение среднего числа лет обучения трудоспособного населения, а также средней продолжительности обучения до 11,3 лет1;
1. К населению трудоспособного возраста относятся жители в возрасте от 16 до 59 лет.
9
  • содействие гармонизации обязательного образования2;
2. Под гармонизацией подразумевается уменьшение дисбалансов в развитии обязательного образования между регионами, городской и сельской местностью, а также между различными школами.
10
  • рост популяризации среднего школьного образования II ступени, диверсифицированное развитие старших средних школ и повышение общего коэффициента охвата средним образованием II ступени до значения не менее 92%3;
3. Средние школы II ступени должны будут развивать индивидуальный подход к учащимся и создавать различные направления обучения.
11
  • увеличение общего показателя охвата дошкольным образованием до более чем 90%;
12
  • развитие специального образования4;
4. К специальному образованию относится сфера обучения для людей с физическими и умственными особенностями развития, например, образование для слепых, слабослышащих, детей с проблемами умственного развития и др.
13
  • обеспечение роста общего коэффициента охвата высшим образованием до уровня 60%;
14
  • поддержка развития исследовательских центров и др.
15 Большинство поддающихся количественной оценке задач 14-й пятилетки были улучшены по сравнению с целевыми ориентирами 13-й пятилетки. Показатели охвата дошкольным образованием, общим средним II ступени и высшим образованием были увеличены с 85%, 90% и 50% до 90%, 92% и 60%, соответственно. Таким образом, наибольший прирост (10%) относится к показателю зачисления в ВУЗы. Хотя в 14-й пятилетке не указывается целевой ориентир по уровню завершения обязательного обучения, но упоминается следующая цель - «закрепить достижения, достигнутые в обязательном образовании и контролировать число бросивших школу детей» [1]. Таким образом, целевые показатели по завершению обязательного 9-летнего обучения остаются на уровне не ниже 95%.
16 Положения 15-го пятилетнего плана (2026-2030 гг.) будут, вероятно, иметь общие тезисы с документом ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», а в 16-й пятилетки предполагается реализовать цели, утвержденные в плане «Модернизация образования в Китае до 2035 года». Таким образом, 14-я пятилетка - это связующее звено между прошлыми достижениями и будущими планами развития отрасли.
17 КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2000-2020 гг.
18 В наше время ценность образования в научном и общественном дискурсе определяется применительно к человеческому капиталу и тесно связана с социально-экономическим развитием.
19

Американский  экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1979 г. Теодор Шульц ( 1902-1998) впервые предложил концепцию человеческого капитала в 1961 г. и утверждал, что «человеческий капитал включает не только количественное измерение рабочей силы, но и ряд атрибутов, таких как знания, способности и технологии, которыми обладает рабочая сила» [4]. Предложенное ОЭСР в 2020 г. определение человеческого капитала гласит: «Человеческий капитал представляет собой знания, навыки, компетенции и качества, воплощенные в людях, способствующие созданию личного, социального и экономического благополучия» [5]. Образование является наиболее важным способом формирования и развития человеческого капитала5.

5. В современных исследованиях много внимания уделяется т.н. «неявным знаниям», т.е. тем, которые нельзя измерить количественно, В нашем исследовании акцент сделан на формальном образовании (т.е. получаемом в учебных заведениях по результатам пройденных образовательных программ) (прим. авт.).
20 Образовательный человеческий капитал оказывает значительное влияние на экономическое развитие и вносит существенный вклад в быстрые темпы роста экономики Китая, улучшение уровня благосостояния населения и сокращение регионального неравенства доходов [6; 7; 8]. Исследование китайского образования в XXI в. имеет важное значение для определения того, сможет ли Китай успешно реализовать 14-й пятилетний план и достичь долгосрочных целей на 2035 г.
21 За последние 20 лет КНР достигла большого прогресса в развитии образования. Благодаря реализации «Закона КНР об обязательном образовании» (1986), в начале 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) коэффициент охвата начальным образованием в Китае достиг 100%, а средним образованием I ступени - свыше 85% [9]6. Что касается средней школы II ступени, дошкольного и высшего образования, показатели составили около 40%, 35% и 12,5%, соответственно, что можно соотнести только со странами со средним уровнем дохода. После того как в 1999 г. Министерство образования КНР опубликовало «План действий по развитию образования в XXI веке», число зачисленных в университеты за 2000-2005 гг. удвоилось.
6. «Закон КНР об обязательном образовании» гласит, что опекуны должны обеспечить получение несовершеннолетними 9 лет обязательного образования, включая 6 лет начальной и 3 года неполной средней школы.
22

23 График 1. Динамика показателей охвата всеми уровнями образования в КНР, 2000-2020 гг.
24 Graph 1. Dynamics of enrollment rates at all levels of education in the PRC, 2000-2020.
25 Составлено по: [11].
26 В течение указанного периода коэффициент охвата средним образованием, особенно для групп с низким доходом, быстро увеличивался, что привело к значительным изменениям в охвате средней школой II ступени в течение 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) [10]. Показатель по старшей средней школе вырос с 60% в 2006 г. до 83% в 2010 г. - рост на 2/5 за 5 лет. В то же время коэффициент охвата дошкольным образованием вырос на 1/3, достигнув 56% в 2010 г., и сохранил рост в течение 12-й пятилетки (2011-2015 гг.), достигнув 75%. За 12-ю пятилетку доля обучающихся в средней школе I ступени в Китае стабилизировалась на уровне около 100%, а охват высшим образованием продолжал расти, увеличившись на 2/5 за 5 лет (см. граф. 1).
27 С точки зрения модернизации образования, процесс развития отрасли в Китае носит поэтапный характер. В течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) общий коэффициент охвата дошкольным образованием увеличился с 77% до 85%, 9-летним обязательным образованием (начальная и средняя школа I ступени) - с 93% до 95%, а показатель по средней школой II ступени вырос с 88% до 91%. Доля обучающихся в ВУЗах увеличилась с 43% до 54% - таким образом, высшее образование в Китае перешло в стадию «всеобщего образования» (т.е. более 50%).
28 В начале ХХI в. охват всеми ступенями образования был ниже, чем в странах со средним уровнем дохода. Показатель по среднему образованию составлял около 60%, что было эквивалентно среднемировому уровню, но ниже стран с доходом выше среднего (70%), аналогичная ситуация наблюдалась в дошкольном образовании. Доля получающих высшее образование составляла лишь половину от данных по странам со средним уровнем дохода. После 20 лет стремительного роста в образовательной сфере Китая к концу 13-й пятилетки значения данных показателей для почти всех ступеней образования приблизились, либо превысили, средние значения стран с уровнем дохода выше среднего.
29 Китай - страна с большими демографическими ресурсами и, следовательно, с самой большой в мире численностью граждан, получивших высшее образование. На всех этапах академического образования насчитывается 290 млн обучающихся, на каждом курсе обучаются более десятка миллионов студентов. Даже при уровне зачисления в 1%, более 100 000 китайских студентов имеют возможность перейти на следующую образовательную ступень.
30 «Отчет о человеческом капитале Китая за 2020 год» (中国人力资本报告 2020) был составлен Исследовательским центром человеческого капитала и экономики труда Центрального финансово-экономического университета Китая (Пекин). В нем была рассчитана средняя продолжительность обучения на основе данных переписи населения за 1985-2018 гг. В 2000-2018 гг. средняя продолжительность обучения трудоспособного населения Китая увеличилась на 2 года, при среднегодовом темпе прироста 0,11 года. Доля населения, получившего высшее образование, увеличилась на 15%, и по итогам 2020 г. более 1/5 китайского населения трудоспособного возраста получило высшее образование (см. граф. 2).
31

32 График 2. Динамика средней продолжительности образования трудоспособного населения Китая и доли населения с высшим образованием. Составлено по: [5].
33 Graph 2: Dynamics of the average duration of education of China's working-age population and the share of the population with higher education
34 В 14-й пятилетке наибольший рост показателя зачисления наблюдается в высшем образовании. К завершению периода 2015-2025 гг. требуется, чтобы уровень охвата высшим образованием увеличился на 20%, что эквивалентно среднегодовому росту на 2%.
35 Энтузиазм населения в отношении высшего образования намного превзошел ожидания. Фактически доля получающих высшее образование за 10 лет (2010-2020 гг.) увеличилась вдвое, достигнув 54%, что эквивалентно ежегодному росту на 2,8%. Численность учащихся магистратуры и аспирантов увеличивается в той же пропорции (в 2010 г. - 1,5 млн, в 2020 г. - 3,1 млн). Кроме того, в данной укрупненной группе (магистратура, аспирантура, докторантура и дальнейшая научно-исследовательская деятельность) доля слушателей значительно увеличилась с 8% до 15%.
36 Характерной чертой китайского образования в 14-м пятилетнем плане называется «высокое качество». Исследование проф. Ханушека из Стэнфордского университета показало, что качество образования больше связано с экономическим ростом страны, чем с количественными показателями образования [12].
37 Китай на основе выборки нескольких административных районов в 2009, 2012, 2015 и 2018 гг. участвовал в Международной оценке учащихся - Programme for International Student Assessment (PISA), организованной ОЭСР для оценки грамотности школьников по чтению, математике и естественным наукам, а также смогут ли 15-летние учащиеся овладеть знаниями и навыками, необходимыми им для социальной жизни после получения обязательного базового образования [13].
38 В 2009 г. Шанхай впервые участвовал в тестировании PISA и занял 1-е место среди выборки городов из 75 стран с результатом 600 из 625 возможных баллов. В оценке PISA-2018 Китай был представлен выборкой из 4 регионов - Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, снова заняв 1-е место с результатом 579, что намного выше среднего показателя - 487 баллов - в странах ОЭСР.
39 Всемирный банк объединил международные проекты тестирования (TIMSS, PIRLS, PISA) и опубликовал новый усредненный показатель оценки качества образования в Проекте развития человеческого капитала (Human Capital Project 2018) [14]7. Китай, как и Сингапур, Финляндия, Южная Корея и Япония, сохранил свое присутствие в десятке лидеров по качеству образования
7. TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - исследование качества чтения и понимания текста.
40 Таким образом, в соответствии с данными международных и региональных тестирований провинций Китая с самыми высокими и самыми низкими показателями образования, была создана модель, по результатам анализа которой была выявлена сильная корреляция между успеваемостью и ВВП на душу в КНР [15].
41 Анализируя ситуацию в китайском образовании за последние 20 лет, можно заметить, что в развитии отрасли достигнуты несомненные успехи, были реализованы почти все ключевые задачи, в т.ч. превышены целевые показатели дошкольного и высшего образования.
42 14-Я ПЯТИЛЕТКА - ПЛАН ИЛИ ЛОЗУНГ?
43 Долгосрочная цель Китая - реализация к 2035 г. сбалансированного устойчивого социально-экономического развития, когда общий объем национальной экономики удвоится по отношению к 2020 г. Для этого потребуется обеспечение среднегодового роста ВВП на уровне 4,7% в последующие 15 лет. Другие стратегические цели включают, в частности достижение роста производительности труда, что, в свою очередь, требует постоянного наращивания образовательного человеческого капитала.
44 Хотя в новом плане не обозначен индикативный темп роста ВВП, 14-я пятилетка, согласно прогнозам китайских ученых С.Сичжэ и Ч.Янбин, является периодом экономического перехода, и темпы роста ВВП на душу населения будут снижены до уровня 5,1% [16].
45 Исходя из этого, мы рассчитываем темпы роста производительности труда, устанавливая общую цель экономического роста, а затем рассчитываем нужный уровень образовательного человеческого капитала. В 2010-2019 гг. производительность труда в Китае выросла с $15700 (в постоянных международных долларах 2017 г. по ППС) до $29400, при этом среднегодовые темпы роста составили 7,21%. Темп роста средней продолжительности обучения в этот период составляет 1,14%, следовательно, эластичность производительности труда к продолжительности обучения составит 6,3%.
46 Иными словами, если средняя продолжительность обучения увеличится на 1%, то производительность труда увеличится на 6,3%. Если предположить, что к 2025 г. эластичность производительности труда в Китае останется на уровне 6,3%, рост производительности труда и темпы экономического роста составят 5,1%, а общая численность занятого населения также не изменится, производительность труда в 2025 г. достигнет $38445.
47 Согласно указанному целевому значению, средняя продолжительность обучения трудоспособного населения Китая должна достигнуть 11,28 лет. Это соответствует целям 14-й пятилетки, в которой отмечается, что обозначенные в плане потребности в повышении уровня человеческого капитала соответствуют требованиям экономического развития.
48 При помощи прикладного статистического пакета STATA мы построили модель временных рядов, основанную на значениях показателей образования за последние 20 лет, и попытались спрогнозировать прогресс завершения каждого главного показателя образования в течение периода 14-й пятилетки. Результаты показывают, что к 2025 г. численность зачисленных в детский сад, среднюю школу или ВУЗ может, в основном, соответствовать требованиям 14-й пятилетки. Кроме того, есть высокая вероятность того, что соответствующие показатели будут превышены для ступени высшего образования (см. табл. 1).
49 Таблица 1. Прогноз показателей образования на 14-ю пятилетку Китая
50 Table 1. Forecast of education indicators for China's 14th Five-Year Plan
51
Год / Показатель 2021 2022 2023 2024 2025 Цели 14-й пятилетки
Общий коэффициент охвата дошкольным образованием (%) 86.7 87.9 88.8 89.4 89.9 90
Общий коэффициент охвата старшей средней школой (%) 91.5 92.2 92.8 93.4 94.0 92
Общий коэффициент охвата высшим образованием (%) 56.5 58.7 60.5 61.9 62.9 60
Средняя продолжительность обучения (гг.) 10.74 10.87 11.00 11.13 11.26 11.30
52 Рассчитано по: [4; 5].
53 Для разработки модели прогнозирования временных рядов нами были использованы данные о средней продолжительности обучения, представленные в «Отчете о человеческом капитале Китая за 2020 г.» и экстраполированы данные на 2025 г.
54 Согласно выполненным расчетам, в 2025 г. средняя продолжительность образования населения трудоспособного возраста в Китае достигнет 11,26 лет, что приблизительно равно целевому значению 14-й пятилетки - 11,3. С учетом того, что в «Отчете о человеческом капитале Китая за 2020 г.» данный показатель примерно на 0,2 года ниже планового значения, к 2025 г. средняя продолжительность обучения трудоспособного населения фактически составит 11,5 лет. Таким образом будет успешно достигнута цель развития человеческого капитала в период 14-й пятилетки.
55 В 2020 г. ВВП на душу населения Китая достиг $10500 (в текущих ценах). При сохранении среднегодовых темпов роста в 5,1% в течение 14-й пятилетки, Китай войдет в число стран с высоким уровнем доходов примерно к 2025 г. По ряду макроэкономических показателей КНР может оказаться на уровне стран с высоким уровнем дохода, но уровень развития образования в Китае все еще далек от средних показателей указанных стран. По данным ВБ, коэффициент зачисления в средние школы в странах с высоким уровнем дохода составляет 100%, в то время в КНР он достигает 90%, однако темпы роста замедлены. По этой причине для достижения планки в 100%, даже при нынешних темпах или при их не значительном снижении, потребуется 10-15 лет.
56 Уровень охвата высшим образованием в странах с высоким уровнем дохода достиг 80%, в т.ч. в США и России он превысил 85%. При нынешних темпах догоняющего развития образовательной сферы, Китаю потребуется 13 лет, чтобы по данному показателю достичь уровень стран с высоким доходом, а также 15 лет, чтобы догнать Россию и США.
57 По методике расчета Центра Витгенштейна (Wittgenstein Centre, WIC) в 2020 г. средняя продолжительность обучения населения трудоспособного возраста в странах с высоким уровнем доходов составила 12,54 года, по ранее построенной нами модели временных рядов Китай достигнет указанной планки в 2034 г. [17]8. Таким образом, цели КНР в области образования все еще имеют временной лаг в 15 лет относительно текущего среднего показателя стран с высоким уровнем доходов. При этом реализация плана Китая по достижению уровня умеренно развитых стран к 2035 г. является вполне достижимой.
8. База данных WIC используется ОЭСР для измерения человеческого капитала и считается более точной, чем данные ВБ, в частности, т.к. содержит наиболее актуальные данные (прим. авт.).
58 Однако когда дело доходит до «высокого качества обучения», участие в международных образовательных тестированиях не только выявило относительный уровень качества китайского образования, но и обозначило проблему неравенства возможностей в обучении, поскольку в разные годы в исследовательскую выборку были отобраны разные провинции страны. Это также видно по образовательным расходам учащихся.
59 Например, в 2015 г. государственные финансовые вложения в расчете на одного учащегося в провинции Гуандун составили всего 12500 юаней, что соответствует лишь 30% от аналогичного показателя в Шанхае. Соотношение наибольших к наименьшим затратам в различных провинциях страны в 2015 г. составляло 6,6. То есть, когда студент в Пекине мог получить государственные средства в размере 5100 юаней, студент из провинции Хэнань может рассчитывать только на 7700 юаней. Хотя это соотношение сократилось с 17 до 8 за период 2005-2010 гг., и до 6,6 в 2015 г. и 5,8 - в 2020 г., разрыв в объемах инвестирования в образование в китайских провинциях все еще остается существенным.
60 По нашим расчетам, без более решительных реформ данное соотношение к 2025 г. составит 5,2, а региональное неравенство сохранит свое влияние на образовательные процессы внутри страны. Таким образом, Китаю предстоит пройти еще долгий путь для обеспечения справедливого и равномерного охвата качественным образованием и предоставления равных возможностей для обучения на протяжении всей жизни.
61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62 Экономические инициативы КНР по развитию образования вполне реальны. Коммунистическая партия и правительство Китая неоднократно формулировали подробные пятилетние планы и создавали эффективные организационно-управленческие механизмы для их реализации. За последние 10 лет образование в КНР по ряду показателей догнало страны с доходом выше среднего, в то время как большинство развивающихся стран все еще не могут достичь поставленных целей.
63 Утвержденные в 14-й пятилетке образовательные задачи и долгосрочные цели на 2035 г/ не только соответствуют реальной траектории и динамике развития сферы образования, но и объективным потребностям социально-экономического развития Китая. Даже в контексте пандемии COVID-19, негативно повлиявшей на жизнь людей во всем мире, сильные организационно-управленческие способности Китая в сочетании с передовыми информационными технологиями могут гарантировать, что сфера образования не только не пострадает, но и, наоборот, адаптируется и продолжит свое качественное развитие. Нет сомнений в том, что Китай сможет достичь поставленные образовательные цели за период 14-го пятилетнего плана.
64 На наш взгляд, к концу 14-й пятилетки Китаю удастся войти в число стран с высоким уровнем дохода, а в последующие 15 лет КНР достигнет текущих образовательных результатов этих стран. Однако необходимо четко осознавать, что нивелирование данного разрыва все еще является трудной и долгосрочной задачей, требующей значительных инвестиций, новых управленческих и технологических ресурсов, отвечающие вызовам пандемии и цифровизации образовательного процесса. За последние 5 лет расходы на образование в Китае составили, в среднем, 4,2% ВВП, в то время как в странах с высоким уровнем дохода этот показатель составляет 4,9% [18]. Принимая во внимание, что развитые страны также активно развивают образовательную сферу, в условиях замедления темпов экономического роста в среднесрочной перспективе Китай должен увеличить государственные финансовые вложения в образование до 5% ВВП.
65 Наконец, хотим подчеркнуть, что не рекомендуется обращать внимание только на количественные цели 14-й пятилетки, поскольку «высокое качество» не может быть определено лишь несколькими количественными данными. «Высокое качество» образования должно быть всесторонним, т.к. оно является единственным способом обеспечить долгосрочный экономический рост в образовании [19]. С одной стороны, Китай должен более широко участвовать в оценке качества международного образования, позволить учащимся из бόльшего числа провинций и административных районов принимать участие в международных тестированиях, и попытаться включить больше «скрытых» показателей в мониторинг сферы образования, чтобы сократить разрыв в качестве образования. С другой стороны, будучи страной с населением почти 1.5 млрд человек, Китай должен решить проблему стремительно стареющего населения, а также нехватки и удорожания новой рабочей силы.
66 Китайскому правительству предстоит уделить особое внимание работе по сокращению разрыва в образовании, оптимизации образовательной структуры и расширению инновационных возможностей для обеспечения высококачественным обучением всех слоев населения. В противном случае, цели четырнадцатой пятилетки могут быть выполнены только номинально.

Библиография

1. 《中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要(草案)》. (Outline of the 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and the Vision for 2035) (In Chin.). https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/ghwb/202103/t20210323_1270124.html?code=&state=123 (accessed 21.01.2022)

2. Asian Development Bank (2021). The 14th Five-Year Plan of the People’s Republic of China-Fostering High-Quality Development. https://www.adb.org/publications/14th-five-year-plan-high-quality-development-prc (accessed 21.01.2022)

3. Barro R.J. Education and economic growth. 2001. The contribution of human and social capital to sustained economic growth and well-being/ Pp. 13-41.

4. Schultz T.W. Investment in human capital. The American economic review. 1961. № 1, pp. 1-17.

5. OECD. "Human Capital", in How's Life? 2020: Measuring Well-being. https://www.oecd-ilibrary.org/economics/how-s-life-2020_bd51f603-en (accessed 19.01.2022)

6. Fleisher B.M., Chen J. The coast-noncoast income gap, productivity, and regional economic policy in China. Journal of comparative economics. 1997, № 2, pp. 220-236.

7. Démurger S. Infrastructure development and economic growth: an explanation for regional disparities in China? Journal of Comparative economics. 2001, Vol. 29, № 1, pp. 95-117.

8. Fleisher B., Li H., Zhao M.Q. Human capital, economic growth, and regional inequality in China. Journal of development economics. 2010, № 2, pp. 215-231.

9. 中华人民共和国义务教育法. (Compulsory Education Law of the People's Republic of China) (In Chin.) http://www.gov.cn/flfg/2006-06/30/content_323302.htm (accessed 07.01.2022)

10. Han W.L., Liu L. Long-term changes in the rate of return to education in China (1991-2016) - A quantile regression study based on income differences [J]. Journal of Wuhan University of Science and Technology: Social Science Edition. 2019, № 3, pp. 282-293. (In Chin.)

11. 教育事业发展统计公报. (Statistical Bulletin on the development of National Education in 2020) (In Chin.). http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/ (accessed 16.12.2021)

12. Hanushek E.A., Woessmann L. Education and economic growth. Economics of education. 2010, pp. 60-67.

13. OECD. Programme for international Student Assessment. https://www.oecd.org/pisa/ (accessed 03.12.2021)

14. World Bank. Harmonized learning outcomes: transforming learning assessment data into national education policy reforms. https://blogs.worldbank.org/opendata/harmonized-learning-outcomes-transforming-learning-assessment-data-national-education#comments (accessed 19.01.2022)

15. Patrinos H.A., Angrist N. World Bank Policy Research Working Paper. Global Dataset on Education Quality: A Review and Update (2000-2017). 2018, № 8592.

16. Liu X.Z., Chen Y.B. 2020. The Calculation of China's Potential Economic Growth During the "14th Five-Year Plan" Period--Also on Leaping over the "Middle Income Trap" [J]. Reform, pp. 17. (In Chin.)

17. Wittgenstein Centre Human Capital Data Explorer. http://dataexplorer.wittgensteincentre.org/wcde-v2/ (accessed: 20.01.2022)

18. World Bank Open Data. https://data.worldbank.org/ (accessed 19.01.2022)

19. Hanushek E. Quality Education and Economic Development. 2020. Anticipating and Preparing for Emerging Skills and Jobs. Springer, Singapore, 2020, pp. 25-32.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести